Витражи - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция ( в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно ) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах ( например, в готических соборах ) создают игру окрашенного света в интерьере.
Простейшие витражи существовали в Древнем Египте со 2- го тысячелетия до н. э., а в Древнем Риме - с I в. н. э.Простейшие витражи существовали в Древнем Египте со 2- го тысячелетия до н. э., а в Древнем Риме - с I в. н. э. В X-XII вв. в романских храмах Франции и Германии появились сюжетные витражи из кусков цветного ( красного и синего ) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками.В X-XII вв. в романских храмах Франции и Германии появились сюжетные витражи из кусков цветного ( красного и синего ) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками.
В эпоху готики техника витража остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты ; наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников ( собор Нотр - Дам в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона, детали порой выполняются росписью.
В эпоху Возрождения витраж чаще всего представляет собой живопись на стекле.В эпоху Возрождения витраж чаще всего представляет собой живопись на стекле. В XVI в. для украшения жилища применяют " кабинетные " витражи - однотонные со светскими сюжетами.В XVI в. для украшения жилища применяют " кабинетные " витражи - однотонные со светскими сюжетами.
Классический - один из первых и самых простых видов витража, который предполагает сбор сюжета из несложных элементов, спаянных между собой свинцом, латунью или медью. В некоторых осовремененных вариантах используются металлические ленты. Например, в милых дизайнерских витражах от салона Тиффани. Подобные изделия производятся путём выпекания при определённой температуре, либо путём простой спайки элементов ;Классический - один из первых и самых простых видов витража, который предполагает сбор сюжета из несложных элементов, спаянных между собой свинцом, латунью или медью. В некоторых осовремененных вариантах используются металлические ленты. Например, в милых дизайнерских витражах от салона Тиффани. Подобные изделия производятся путём выпекания при определённой температуре, либо путём простой спайки элементов ; Литой – особый вид витража, наиболее эффектный и красочный. Он предполагает отдельное производство каждого элемента, который выдувается или отливается вручную. Формы и объёмы, которые можно создать подобным образом, позволяют добиться невероятного эффекта, благодаря многократному преломлению света ;Литой – особый вид витража, наиболее эффектный и красочный. Он предполагает отдельное производство каждого элемента, который выдувается или отливается вручную. Формы и объёмы, которые можно создать подобным образом, позволяют добиться невероятного эффекта, благодаря многократному преломлению света ; Расписной – наравне с плёночным, контурным и накладным витражами, этот можно назвать своеобразной имитацией техники, так как не предполагает непосредственной подборки отдельных частей, создающих единую картину. В данном случае весь сюжет наносится специальными прозрачными красками, а контуры лишь внешне напоминают металлическую спайку ; Травленый – витраж сродни литому, только объёмы и фактура в данном случае добивается с помощью использования специальной кислоты. Для достижения ярко - выраженного рельефа применяется многослойное травление ; Комбинированный – направление витражного искусства, включающее использование различных видов и способов изготовления.
КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИТОЙ РАСПИСНОЙ ТРАВЛЕНЫЙ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
СЕНТ – ШАПЕЛЬ, ПАРИЖ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР РЕЙМСА
САГРАДА ФАМИЛИЯ, БАРСЕЛОНА
БЛАЖЕННЫЙ АНЖЕЛИКО, ХРАМ СВ. ДОМИНИКА В ЛОНДОНЕ
ВИТРАЖ В СОБОРЕ СВ. ВИТА