Философские проблемы науки и техники
1. Философские концепции науки. 2.Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы науки. 3.Техника: сущность, аспекты существования, цель и функции, этапы и закономерности развития. 4. Особенности и проблемы современного этапа развития техники.
Философская концепция науки – теория науки, дающая систематизированное и логически согласованное объяснение: – сущности науки, – целей и предназначения научного познания (включая социальные функции и практические следствия), – специфики научной методологии, – нормативных и ценностных оснований научного исследования и т. д.
Основные философские концепции науки – начало XIX в. – классический позитивизм (Огюст Конт) – конец XIX – начало XX вв. – Эрнст Мах, Анри Пуанкаре, Пьер Дюгем; – 20-е гг. XX в. – логический позитивизм (Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат и др.); – 2-ая половина XX в. – Карл Поппер, Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос, Майкл Полани и др.
Классический позитивизм – источник истинного научного знания – конкретные науки, основанные на эмпирическом опыте; – принцип тождества философии и науки на основе естественнонаучных методологий; – научное знание в своем развитии проходит три стадии: теологическую (стадия вымысла); метафизическую (стадия абстрактного чувствования); позитивную (стадия конкретно-чувственного знания); – критерий истинности и основание демаркации научного знания – критерий верификации (проверяемости).
Логический позитивизм (в основе – идеи Конта, Маха, Рассела, Витгенштейна): – реальность состоит из атомарных и молекулярных фактов, описываемых в протокольных высказываниях; – наука как пополняемая сумма описаний и протокольных предложений; – принцип тождества знания и чувственного опыта; – принципиальное разграничение эмпирического и теоретического уровней знания; – основные проблемы науки – сущности эмпирического языка, адекватного критерия демаркации научного знания, универсального критерия научности.
Концепция К. Поппера (фальсификационизм) – в основе научного познания и философии две фундаментальные идеи: 1) наука способна дать и дает истинное описание действительности, 2) наука освобождает человека от заблуждений, предрассудков и ложных теорий; – критерий фальсификации; – метод проб и ошибок как единственно возможный; – научные теории как основанные на проблемах догадки о мире; – основная проблема науки – проблема развития знания переход от логики науки к ее истории.
Концепция Т. Куна («нормальная наука»): – научное сообщество как сообщество ученых, объединенных одной научной парадигмой; – парадигма – концептуально единая совокупность теоретических, методологических и нормативных оснований научного познания; – нормальная наука – сумма научных исследований, следующих общепринятой научной парадигме; – аномалия кризис науки и научная революция; – развитие научного знания – смена периодов нормальной науки и научных революций.
Концепция Т. Куна («нормальная наука»): – научное сообщество как сообщество ученых, объединенных одной научной парадигмой; – парадигма – концептуально единая совокупность теоретических, методологических и нормативных оснований научного познания; – нормальная наука – сумма научных исследований, следующих общепринятой научной парадигме; – аномалия кризис науки и научная революция; – развитие научного знания – смена периодов нормальной науки и научных революций.
Концепция П. Фейерабенда («методологический анархизм») – научное сообщество как сообщество единомышленников, объединенных одной научной идеологией; – сущность научного сообщества препятствует развитию науки (иррациональность, консерватизм, закрытость); – принцип пролиферации идей и принцип гуманизма как необходимая основа развития науки; – плюралистическая методология (методологический анархизм).
Логико-гносеологические проблемы науки – периодизации; – теоретизации; – описания и его видов; – математизации; – компьютеризации; – единства наук; – общности идеалов и норм научности.
Аксиологические проблемы науки – суверенности науки; – нравственного облика ученого; – свободы научного поиска; – социальной ответственности ученого.
Техника – система искусственных органов человеческой деятельности, возникшая в процессе опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний. Формы и частные функции техники отражают формы и способы воздействия человека на природу. Цель и основная функция – преобразование природы и общества в соответствии с человеческими потребностями.
Закономерности развития техники: – превращение природных веществ и процессов в рабочее вещество и технологические процессы; – необходимое усложнение и функциональная дифференциация; – взаимообусловленность развития научного познания и техники; – чем менее материальным и физически наглядным является техническое средство, тем более сложным становится процесс овладения им; – являясь средством удовлетворения потребностей, по мере развития, обусловливает формирование новых потребностей.
Теоретизация техники (этапы формирование технической теории) – система обучения ремеслу; – создание учебников по прикладной механике (середина 18 в.); – обобщение ремесленной технологии (конец 18 в. – «Общая технология» Иоганна Бегманна); – возникновение технических наук (вторая половина 19 в.); – возникновение системотехники как комплексного теоретического обобщения технического знания (начало 20 в.).