Философские проблемы науки и техники 1.Философские концепции науки. 2.Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы науки. 3.Техника:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рост и развитие научного знания: основные концепции Горбатов В.В.
Advertisements

Наука и не-наука. План 1. Мировоззренческие установки сциентизма и антисциентизма 2. Позитивизм 3. Многообразие форм знания.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 3 Неопозитивизм. (логический позитивизм – Карнап, Шлик, Рейхенбах и др.). Принципы верификации, физикализма и конвенционализма.
Концепции философии науки Лекция 5 К. филос.н., доцент Медведева Татьяна Александровна.
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Факт - единичное явление, носящее вполне частный конкретный характер. Под фактом понимается не только событие или явление, но также и высказывание об.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
В структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который, в свою очередь состоит из.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Философия познания Тема:. Вопросы: 1. Познание: чувственное и рациональное. 2. Типология видов знания( самостоятельно). 3. Понятие истины и её критерия.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
Возникновение социологии В процессе развития гражданского общества значительно возрастала географическая и социальная мобильность людей, появились новые.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Познание и знание Урок 2 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Транксрипт:

Философские проблемы науки и техники

1. Философские концепции науки. 2.Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы науки. 3.Техника: сущность, аспекты существования, цель и функции, этапы и закономерности развития. 4. Особенности и проблемы современного этапа развития техники.

Философская концепция науки – теория науки, дающая систематизированное и логически согласованное объяснение: – сущности науки, – целей и предназначения научного познания (включая социальные функции и практические следствия), – специфики научной методологии, – нормативных и ценностных оснований научного исследования и т. д.

Основные философские концепции науки – начало XIX в. – классический позитивизм (Огюст Конт) – конец XIX – начало XX вв. – Эрнст Мах, Анри Пуанкаре, Пьер Дюгем; – 20-е гг. XX в. – логический позитивизм (Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат и др.); – 2-ая половина XX в. – Карл Поппер, Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос, Майкл Полани и др.

Классический позитивизм – источник истинного научного знания – конкретные науки, основанные на эмпирическом опыте; – принцип тождества философии и науки на основе естественнонаучных методологий; – научное знание в своем развитии проходит три стадии: теологическую (стадия вымысла); метафизическую (стадия абстрактного чувствования); позитивную (стадия конкретно-чувственного знания); – критерий истинности и основание демаркации научного знания – критерий верификации (проверяемости).

Логический позитивизм (в основе – идеи Конта, Маха, Рассела, Витгенштейна): – реальность состоит из атомарных и молекулярных фактов, описываемых в протокольных высказываниях; – наука как пополняемая сумма описаний и протокольных предложений; – принцип тождества знания и чувственного опыта; – принципиальное разграничение эмпирического и теоретического уровней знания; – основные проблемы науки – сущности эмпирического языка, адекватного критерия демаркации научного знания, универсального критерия научности.

Концепция К. Поппера (фальсификационизм) – в основе научного познания и философии две фундаментальные идеи: 1) наука способна дать и дает истинное описание действительности, 2) наука освобождает человека от заблуждений, предрассудков и ложных теорий; – критерий фальсификации; – метод проб и ошибок как единственно возможный; – научные теории как основанные на проблемах догадки о мире; – основная проблема науки – проблема развития знания переход от логики науки к ее истории.

Концепция Т. Куна («нормальная наука»): – научное сообщество как сообщество ученых, объединенных одной научной парадигмой; – парадигма – концептуально единая совокупность теоретических, методологических и нормативных оснований научного познания; – нормальная наука – сумма научных исследований, следующих общепринятой научной парадигме; – аномалия кризис науки и научная революция; – развитие научного знания – смена периодов нормальной науки и научных революций.

Концепция Т. Куна («нормальная наука»): – научное сообщество как сообщество ученых, объединенных одной научной парадигмой; – парадигма – концептуально единая совокупность теоретических, методологических и нормативных оснований научного познания; – нормальная наука – сумма научных исследований, следующих общепринятой научной парадигме; – аномалия кризис науки и научная революция; – развитие научного знания – смена периодов нормальной науки и научных революций.

Концепция П. Фейерабенда («методологический анархизм») – научное сообщество как сообщество единомышленников, объединенных одной научной идеологией; – сущность научного сообщества препятствует развитию науки (иррациональность, консерватизм, закрытость); – принцип пролиферации идей и принцип гуманизма как необходимая основа развития науки; – плюралистическая методология (методологический анархизм).

Логико-гносеологические проблемы науки – периодизации; – теоретизации; – описания и его видов; – математизации; – компьютеризации; – единства наук; – общности идеалов и норм научности.

Аксиологические проблемы науки – суверенности науки; – нравственного облика ученого; – свободы научного поиска; – социальной ответственности ученого.

Техника – система искусственных органов человеческой деятельности, возникшая в процессе опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний. Формы и частные функции техники отражают формы и способы воздействия человека на природу. Цель и основная функция – преобразование природы и общества в соответствии с человеческими потребностями.

Закономерности развития техники: – превращение природных веществ и процессов в рабочее вещество и технологические процессы; – необходимое усложнение и функциональная дифференциация; – взаимообусловленность развития научного познания и техники; – чем менее материальным и физически наглядным является техническое средство, тем более сложным становится процесс овладения им; – являясь средством удовлетворения потребностей, по мере развития, обусловливает формирование новых потребностей.

Теоретизация техники (этапы формирование технической теории) – система обучения ремеслу; – создание учебников по прикладной механике (середина 18 в.); – обобщение ремесленной технологии (конец 18 в. – «Общая технология» Иоганна Бегманна); – возникновение технических наук (вторая половина 19 в.); – возникновение системотехники как комплексного теоретического обобщения технического знания (начало 20 в.).