Автор презентации – учительница обществознания Захарова Анастасия.
Мы живём в обществе, постоянно вступаем в различные отношения между собой – дома, в школе, на работе, в транспорте, магазине. Отношения между людьми и между социальными группами называются общественными. Но в процессе своей деятельности человек имеет отношения и с объектами природы. Несмотря на то что все отношения, в которые вступает человек, многообразны и очень различны, их можно классифицировать и определить, какое поведение людей является нормальным.
Таким образом, мы подошли к понятию "норма", в переводе с латинского оно означает "руководящее начало, правило, образец". Нормы, которые используют люди, исходя из разных объектов отношений, можно разделить на две группы: 1) связанные с общественными отношениями – социальные нормы; 2) связанные с материальными объектами – несоциальные нормы. Вторые, в свою очередь, делятся на технические (связанные с техникой и технологией) и естественные (например, биологические, физиологические, санитарно-гигиенические). Несоблюдение этих норм может вызвать ответные негативные последствия, влияющие на жизнь, здоровье и деятельность человека.
Социальные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми и социальными группами, которые складываются в различных сферах жизни общества. Интересы отдельных личностей и социальных групп часто бывают противоречивы, что приводит к их столкновению. Поэтому общество регулирует поведение людей с помощью социальных норм – образцов и стандартов поведения, учитывающих интересы всех сторон. Выделяют следующие виды социальных норм
Самыми первыми возникли нормы обычаев. (Мы с вами уже подробно проходили их в 5 и 6 классах.) К нормам обычаев можно отнести ритуалы, обряды, обычаи, традиции и даже мифы. Чем же они отличаются друг от друга? Ритуал – это правило поведения, имеющее чётко определённую внешнюю форму символического поведения. Например, сейчас это церемонии, дипломатический этикет. Обряды – тоже символические традиционные действия, сопровождавшие наиболее значимые моменты в жизни человека, но, в отличие от ритуалов, влиявшие на психику человека с целью воспитания. Это обряды погребения, свадьбы, календарные обряды – праздники.
Обычаи – это исторически сложившийся способ поведения людей в обществе в определённых ситуациях. Обычаи регулировали практически все стороны жизни людей первобытного общества. Традиции - это идеи, ценности и формы поведения людей, т. е. элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению. Они действуют во всех сферах жизни общества. На складывание норм поведения в обществе могут влиять и мифы, содержащие сказочные и былинные образы. На их примерах люди осознают, что есть добро, а что зло, понимают, что можно делать, а чего нельзя. Об этом мы можем судить по легендам и мифам Древней Греции, былинам Древней Руси, которые вы проходили на уроках истории, мировой художественной культуры, литературы. Вспомните, какими высокими качествами были наделены былинные богатыри.
Особо значимую роль в регулировании поведения людей в различных сферах жизни общества играют моральные нормы. Они возникли в древности и отражали моральные убеждения и оценки разных народов в разные периоды истории. Правовые нормы появляются и начинают развиваться вместе с государством (вспомните историю Древнего мира). Они регулируют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в государстве (осуществление государственной власти, права и свободы граждан, труд, собирание налогов, собственность, социальная защита, внешнеполитическая деятельность, ответственность за совершение преступления).
Вопросы и задания к параграфу 1. Что означает слово "норма"? Какие выделяют нормы и что они регулируют? 2. Дайте определение понятия "социальные нормы". 3. Каковы общие признаки социальных норм? 4. Классифицируйте социальные нормы по видам. Охарактеризуйте их кратко. 5*. Используя свои знания по истории Древнего мира и ресурсы Интернета, расскажите о нормах обычаев. Приведите примеры.