Авиация России
Ещё на заре развития авиации в России были созданы весьма совершенные по тому времени тяжёлые самолёты. В 1913 г. Под руководством Игоря Сикорского был построен и испытан первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь». Он был гораздо больше любого другого самолёта тех лет. Размах верхнего крыла достигал 27 м, масса самолёта 4,2 т. В том же 1913 г. построен самолёт «Илья Муромец». В отличие от «Русского витязя» он был неединственным опытным образцом: было выпущено около 80 самолётов. На первом образце «Ильи Муромца» установлено несколько рекордов грузоподъёмности. 12 февраля 1914 г. состоялся полёт с 16 пассажирами на борту по тем временам достижение невиданное! Самолёты «Илья Муромец» использовались во время первой мировой войны как тяжёлые бомбардировщики. Некоторые из них совершили десятки боевых вылетов. «Русский витязь»«Илья Муромец»
В декабре 1918 года, в тяжелейших условиях гражданской войны и разрухи, был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Впоследствии он стал крупнейшим научным авиационным центром. Одним из основателей ЦАГИ вместе с «отцом русской авиации» Н. Е. Жуковским был А. Н. Туполев впоследствии прославленный конструктор многих самолётов.
В ноябре 1925 г. испытан в воздухе первый в мире цельнометаллический тяжёлый бомбардировщик-моноплан конструкции Туполева АНТ-4 (ТБ-1). Он стал прототипом всех многомоторных бомбардировщиков, построенных по схеме свободно несущего моноплана. Полётная масса ТБ-1 достигала 9 и даже 12 т. 22 декабря 1930 г. лётчик Михаил Громов, завоевавший впоследствии мировую славу, испытал новый тяжёлый воздушный корабль конструкции Туполева АНТ-6 (ТБ-3). Их было построено 820. К началу Великой Отечественной войны ТБ-3 как бомбардировщик устарел и чаще использовался в качестве военно-транспортного и десантного самолёта. ТБ-1ТБ-3
В 1932 г. в ознаменование 40-летия литературной и общественной деятельности Горького провели сбор средств на постройку самолёта-гиганта «Максим Горький». Самолёт спроектировали и построили в очень короткий срок под руководством А. Н. Туполева. 17 июня 1934 г. первый раз поднялся в воздух этот самолёт. Его размеры поражали: длина фюзеляжа 32,5 м, размах крыла 63 м. Машины таких размеров не создавались нигде в мире ещё почти полтора десятка лет спустя. Внутри самолёта находились многочисленные кабины и отсеки, где размещались типография, несколько радиостанций, в том числе для дальних передач, киноустановки, автоматическая телефонная станция и многое другое. Имелись места для 8 членов экипажа и 72 пассажиров.
Годом позже началось серийное производство нового бомбардировщика А. Н. Туполева Ту-2. Эта машина сочетала высокую скорость полёта со значительной дальностью. Она очень хорошо зарекомендовала себя в последние годы войны. Кроме основных модификаций: фронтового и пикирующего бомбардировщика, Ту-2 выпускался в вариантах скоростного дальнего бомбардировщика, фоторазведчика, штурмовика, торпедоносца.
После войны, в конце 1945 начале 1946 г., появились первые советские реактивные истребители, а затем и бомбардировщики с прямоточными воздушно- реактивными двигателями. Самыми известными представителями этих семейств являются МиГ-15 и Ту-16.
Широкую известность приобрёл в своё время советский реактивный истребитель МиГ-17. В конце 1949 начале 1950 г. На МиГ-17 впервые в мире на серийном боевом самолёте была неоднократно превышена скорость звука в горизонтальном полёте. Важной вехой отечественного послевоенного самолётостроения стал первый сверхзвуковой самолёт МиГ-19. Этот истребитель с тонким крылом большой стреловидности, двумя реактивными двигателями, расположенными в фюзеляже, был также и первым отечественным сверхзвуковым ракетоносцем, вооружённым управляемыми ракетами класса «воздух воздух». Самолёт взлетал с мощным пороховым ускорителем и с катапультной установки. МиГ-19 конструкции А. И. Микояна
Подлинный скачок в развитии гражданской авиации произошёл в середине 50-х годов. 10 июля 1955 г. Поднялся в первый полёт самолёт Ту-104. Это был первый в мире пассажирский реактивный самолёт, поступивший в регулярную эксплуатацию. В 1958 г. На всемирной выставке в Брюсселе самолёту Ту-104 присуждена золотая медаль.
Первые ласточки появились у нас в 1956 г. Это были пассажирский Ан-10 и грузовой Ан-12. Годом позже построен Ил-18 под руководством С. В. Ильюшина и появилось новое детище коллектива А. Н. Туполева огромный турбовинтовой самолёт Ту-114. Эти самолёты быстро заслужили всеобщее признание. До 1965 г. Ту-114 был самый большой самолёт в мире. Из Москвы в Хабаровск или Ташкент он перевозил без посадки 170 человек за один рейс. Когда этот самолёт впервые прилетел в Нью-Йорк, американские газеты немало писали о его исполинских размерах. Самолёт обладал самой большой скоростью среди пассажирских турбовинтовых машин.
В 1985 г. на авиасалоне в Бурже (Франция), в 1986 г. на авиационных выставках в Ванкувере (Канада) и Сиднее (Австралия) всеобщее внимание привлёк огромный самолёт Ан-124 «Руслан». Взлётная масса этой машины более 400 т! На «Руслане» установлено много мировых рекордов, в том числе подъём груза массой более 171 т на высоту м.
Но, оказывается, и Ан-124 не предел. Вслед за огромными «Антеем» и «Русланом» под руководством П. В. Балабуева создали гигант гигантов, самолёт специального назначения, под названием «Мрия» («Мечта»). Действительно, кажется, только в мечтах можно было представить себе самолёт со взлётной массой 600 т, самолёт, способный в одном рейсе перевезти груз массой до 250 т со скоростью 800 км/ч. Но вот мечта стала явью. В декабре 1988 г. «Мрию» выкатили на старт. В конце марта 1989 г. за один полёт на Ан-225 было установлено сразу 109 мировых рекордов! Это и рекорд максимальной взлётной массы, ранее принадлежавший американскому «Боингу ». Однако и рекорды, и огромные размеры самолёта не самоцель. Ан-225 создан для перевозки тяжёлых, особо крупногабаритных грузов. Одним из самых главных толчков к постройке этой огромной машины явилась потребность в перевозке на космодром космических кораблей многоразового использования «Буран» и блоков ракеты-носителя «Энергия». Очень важная особенность Ан-225 та, что грузы на нём можно перевозить как внутри самолёта, так и снаружи, закрепляя их на «спине» самолёта. Ведь «Буран» ни в какой гигантский фюзеляж не влезет! Этому способствует и конструкция хвостового оперения с размахом почти 30 м.
«Мрия» перевозит «Буран»
Вертолёты появились гораздо позже самолётов, но прочно вошли в авиацию благодаря своим уникальным возможностям. Они не нуждаются в аэродромах, могут взлетать вертикально без разбега и так же сесть, висеть в воздухе на одном месте и перемещаться горизонтально с разными скоростями. Это делает его очень ценной, порой незаменимой машиной.
Вертолёты перевозят грузы и пассажиров в отдалённые селения, расположенные среди гор и лесов, обнаруживают в море косяки рыбы, помогают спасать людей при наводнениях и бороться с лесными пожарами. С помощью вертолётов ведут борьбу с вредителями полей и сорняками, производят съёмки местности, проверяют исправность высоковольтных линий электропередач, используют их в качестве подъёмных кранов на стройках, при укладке трубопроводов и т. п.
Вертолёты стали важной составной частью военно-воздушных сил в большинстве стран мира. В Российской авиации наибольшее распространение получили боевые вертолёты Ми-28 и Ка-50. Ми-28 сконструирован по одновинтовой схеме. Для повышения боевой живучести вертолета кабина летчика полностью бронирована, плоско панельное остекление кабины выдерживает прямое попадание пуль калибром до 12, 7 мм и осколков снарядов, жизненно важные элементы конструкции экранированы менее важными, многие агрегаты и системы дублированы. Конструкцией предусмотрен специальный технический отсек, допускающий размещение двух человек, и Ми-28 может использоваться для эвакуации с поля боя экипажа другого сбитого вертолета. Используя соосную схему на вертолете Ка-50 (при этой схеме несущие винты расположены на одной оси и вращаются в противоположном направлении), конструкторам удалось создать вертолет простой в управлении, как в ручном, так и в автоматическом режиме, имеющий отличную маневренность и высокую боевую живучесть. Ка-50 способен перемещаться боком, т.е. скользить со скоростью 80 км/ч, и летать назад со скоростью 90 км/ч. Перемена направления движения на противоположное происходит за несколько секунд. Ка-50, выполнивший свой первый полет летом 1982 г., по мнению специалистов ВВС, а так же зарубежных экспертов – не просто хорошая машина, это новое направление в вертолетостроении и тактике армейской авиации. И не случайно он был принят на вооружение армии России, как вертолет XXI века. Ми-28 Ка-50 «Чёрная акула»
Необычная компоновка летательного аппарата порой позволяет добиться уникальных лётных качеств. Су-47 «Беркут»
Основу ядерного оборонительного щита нашей страны вместе с ракетными войсками стратегического назначения и атомными подводными лодками составляют самолёты дальней авиации. Тяжёлые дальние ракетоносцы способны поражать наземные и морские цели, не заходя в зону противовоздушной обороны противника. В нужный момент ракета отделяется от самолёта и летит за сотни километров точно в цель. Это и Ту-95, и скоростные Ту-22М. Стратегический бомбардировщик Ту-160 оснащён навигационным и прицельным оборудованием и может доставлять крылатые ракеты, ядерные и обычные бомбы в любую точку земного шара с большой точностью. Стратегический бомбардировщик Ту-160
Самолёт дальней радиолокационной разведки позволяет контролировать воздушное пространство в радиусе нескольких сотен километров, обнаруживать авиацию противника на любых высотах и осуществлять наведение истребителей одновременно на несколько целей. Это сложный комплекс с экипажем порой более 20-и человек.
Одна из последних разработок в области военной авиации самолёт-невидимка. Такая машина может основательно ввести в заблуждение средства ПВО противника. Т-50