О реализме романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Это первый реалистический роман в русской литературе.
Нетрадиционное вступление Роман начинается с размышлений неизвестного читателю героя об умирающем дяде, хотя по традиции должен был начинаться с пространного вступления. Нет описания обстановки действия представления действующих лиц и формального начала (оно лишь в конце 7-й главы).
Нетрадиционная развязка Традиционны были два варианта развязки: печальный (гибель главного героя) и счастливый (женитьба героев). Мы расстаемся с Онегиным и не знаем, что будет с ним дальше (автор помогает «додумать» конец читателю). Современники Пушкина говорили, что роман можно как продолжать до бесконечности, так и закончить на любой главе, т. е. перед нами реальная действительность.
Герои романа – обыкновенные люди Меняются не только обстоятельства в жизни героев – меняются характеры, образ мыслей. Герои не вписываются в схему, они подвластны времени и обстоятельствам, как обыкновенные люди. Изображаются типичные герои и типичные обстоятельства.
Реалистические приемы для раскрытия образов Автор использовал собственную речь героев, их размышления, описание быта, условия воспитания, круга интересов; прямые авторские характеристики: оценку «со стороны» (деревенских соседей, например); авторскую иронию.
Переплетение лирического и эпического начал Автор свободно прерывает сюжетную линию и показывает жизнь светского общества, картины русской природы, размышляет о жизни. Лирические отступления делают роман свободным путешествием по жизни – «энциклопедия русской жизни начала XIX в.».