«Психолого- педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ. Что такое гиперактивность? Гипер... (от греч. Hyper над, сверху) составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово.
Advertisements

Чрезмерно подвижные дети впервые были описаны в середине 19 века, а в 60-х годах 20 века врачи определили это состояние как патологическое – ненормальное.
Цель педагогического совета: разработать модель работы с гиперактивными детьми. разработать модель работы с гиперактивными детьми.
Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком Нагля Марина Николаевна Учитель-логопед ГДОУ 116 Выборгского района 2008.
(синдром дефицита внимания) – нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Комарова Е.А., ГОКУ СКШ 1 г.Черемхово, учитель начальных классов.
«Гиперактивные дети» Подготовила: педагог-психолог Жданова С.А.
Работа с гиперактивным ребенком. «Гипер» от греческого «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы «Активный» - от латинского«aktivus» - деятельный,
Приёмы работы с гиперактивным ребёнком на уроке и во внеурочное время.
Краевой психоневрологический диспансер. « Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» Участковая медицинская сестра ГКУЗ «КПНД» Баширова Ольга.
Коррекция проявлений гиперактивности у дошкольников, создание условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Способы взаимодействия с детьми с СДВГ детско-родительский тренинг.
Гиперактивный ребёнок в детском саду «АКТИВНЫЙ» -ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ДЕЙСТВЕННЫЙ «ГИПЕР» - ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ.
Семинар « Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.» Педагог- психолог Соловьева Э.Р.
Родительское собрание по теме: «Как помочь ребенку стать внимательным»
Гиперактивность. Мифы и реальность.. ИСТИННАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ГИПЕРКИНЕТИЧЕ СКИЙ СИНДРОМ, ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ СДВГ ОФК ГМ.
Гиперактивность. Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений (из краткого словаря терминов). Гиперактивность - «Гипер...» - (от.
«Методико – психологический спектр подходов в организации ситуации успеха на уроке в работе с учащимися умеренной степени нарушения интеллекта».
Что такое внимание? Виды внимания Свойства внимания Причины невнимательности Проявления синдромов дефицита внимания Упражнения на развитие внимания Развитие.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. синдрома гиперактивности с дефицитом внимания - состояние, при котором болезненно повышена активность ребёнка,
Транксрипт:

«Психолого- педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ»

Что такое гиперактивносить? "Гипер... (от греч. над, сверху) составная часть слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный пришло в русский язык из латинского и означает "действенный, деятельный. К внешним проявлениям гиперактивности относятся невнимательность, отвлекаемость, импульсивносить, повышенную двигательную активносить. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Гиперактивные дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

ЧЧтобы организовать и построить работу с гиперактивными детьми правильно и грамотно, необходимо четко разграничить две категории гиперактивных детей. Именно от этого зависит, какие формы и методы работы необходимо применять. Следует различать два понятия, такие как: 1)Гиперактивносить 2) СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивносить). Гиперактивносить и СДВГ: что это?

Гиперакти́вносить - состояние, при котором активносить и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивносить трактуется как поведенческое расстройство. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства. такое поведение – результат проявления индивидуальных особенностей и особенностей родительского воспитания. !!! В данном случае требуется только лишь коррекция поведения, диагностика индивидуальных особенностей и, соответственно, определение системы требований и запретов, поощрений и наказаний, взаимодействие с родителями.

Возникает вопрос : Что это – результат плохого воспитания или отклонения в психике ребенка? Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивноситью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.

Синдром дефицита внимания c гиперактивноситью (СДВГ) - неврологической-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется тремя сочетающимися симптомами, как: 1)трудности концентрации внимания, 2)гиперактивносить 3)плохо управляемая импульсивносить.

Как правило, дисфункция возникает и нарастает к началу посещения детского сада и школы. Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемые ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. СДВГ - диагноз, который ставит врач путем медицинского обследования. Диагноз гиперактивносить не может ставиться "на глаз»!!!. Таким образом, в основе обучения и воспитания гиперактивных детей и детей с СДВГ находятся разные подходы.

Причины (факторы) СДВГ Выделяют несколько возможных причин СДВГ: 1. Биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы). 2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга). Но…диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны воспитателей, психологов и родителей за ребенком. Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог.

Существуют 3 основных признака (симптома) этого СДВГ: 1. Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается; во время занятий легко отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения. 2. Двигательная активносить: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними..

. 3. Импульсивносить: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивносить. Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения. Первые признаки заболевания заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус. К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть его не интересует.

. Подход к коррекции СДВГ должен носить комплексный характер и в общем случае включать: – консультирование родителей; – педагогическую и социально- педагогическую работу с ребёнком; – двигательные занятия с ребёнком; –психологическую помощь; – медикаментозную поддержку.

. Критерии выявления гиперактивного ребенка (СДВГ) в группе дошкольного учреждения Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком для воспитателя ДОУ) Дефицит активного внимания (Оценка внимания) 1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. 2. Не слушает, когда к нему обращаются. 3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. 4. Испытывает трудности в организации. 5. Часто теряет вещи. 6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. 7. Часто бывает забывчив.

. Двигательная расторможенность (Оценка сверхактивности). 1. Постоянно ерзает. 2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). 3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве. 4. Очень говорлив. Импульсивносить: 1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса. 2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. 3. Плохо сосредоточивает внимание. 4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). 5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. 6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других нет, на одних уроках он успешен, на других нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть и более из перечисленных признаков, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивноситью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ. Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач- психоневролог. При этом потребуются дополнительные обследования и консультации с родителями, врачом- педиатром, педагогом, психологом, возможно с невропатологом и психиатром

Карта наблюдения за гиперактивным ребенком в ДОУ (для воспитателей) 1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается. 2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется. 3. Легкая отвлекаемость на посторонние предметы. 4 Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе). 5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца. 6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий. 7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр. 8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно. 10. Болтливость. 11. Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим). 12. Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома. 14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений. Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6,7, 8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14)

Анкетирование воспитателей Укажите, в какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребенка? Проставьте соответствующие цифры: 0 - отсутствие признака, 1 - присутствие в незначительной степени, 2 - присутствие в умеренной степени, 3 - присутствие в выраженной степени. 1.Беспокоен, извивается как уж. 2.Беспокоен, не может оставаться на одном месте. 3. Требования ребенка должны выполняться немедленно. 4.Задевает, беспокоит других детей. 5.Возбудимый, импульсивный. 6. Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.

7. Не заканчивает работу, которую начинает. 8. Поведение ребенка требует повышенного внимания воспитателя. 9. Не старателен в выполнении любой деятельности. 10. Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив ). Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, вам необходимо рекомендовать показать ребенка специалисту.

Шпаргалка для воспитателей или правила работы с гиперактивными детьми Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка в центре группы, напротив воспитателя. Он всегда должен находиться перед глазами педагога. В середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести и т. п.. Будтье драматичным, экспрессивным педагогом. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале. Предоставлять ребенку возможность выбора. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Спасибо за внимание!