Работу выполнила: Бикмухаметова Лейсан Группа: К1861/9
Образование и наука Царь Петр – прагматик и практик – рано понял, какое огромное значение для развития государства имеет развитая система образования. Ее совершенствование в I четверти XVIII века проходило в двух направлениях: организация школ и развитие наук в России и отправка юношей из дворянских семей за границу для получения образования. Основной задачей образования было удовлетворение государственной потребности в управленческих кадрах, а также дальнейшее развитие армии и флота. худ. Лебедев. Царь Петр экзаменует дворян, вернувшихся из-за границы Работа с документами
Отличительными чертами образования при Петре I стали светский характер и ориентация на практические знания. Обязательным стало обучение грамоте для дворянских детей. Указом 1714 г. неучам было запрещено жениться. В начале XVIII в. Петром I была проведена реформа алфавита, упростившая его начертание. Это способствовало распространению книгопечатания. Значительными тиражами издавались различные учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича. В 1702 году вышла первая русская печатная газета «Ведомости» В 1714 году были созданы 42 губернские цифирные школы - начальные учебные заведения для мальчиков практически из всех сословий (кроме крестьян) Л. Магницкий «Арифметика»
Кунсткамера Кунсткамера
Архитектура, скульптура, живопись России в I четверти XVIII века Архитектура петровского времени характеризуется появлением регулярной городской планировки. Ярким примером этого новшества является строительство Санкт – Петербурга. В городе активно развивается каменное строительство. Сооружаются Гостиный двор, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Биржа. Начало строительства памятников городской архитектуры связано с именем швейцарского архитектора Д. Трезини. План Санкт - Петербурга Основание Санкт - Петербурга
Александро – Невская лавра Здание двенадцати коллегий
В то время как Санкт – Петербург строится в европейской архитектурной традиции, провинциальные города отличаются единением старого и нового. В них продолжают развиваться традиции русского деревянного зодчества. Наивысшим его достижением стала Преображенская церковь в Кижах.
Скульптура Скульптура в I четверти XVIII века становится одним из «новых» видов искусства в России. Статуи со временем становятся обязательным атрибутом ландшафтно – паркового искусства. Крупнейшим мастером этого времени был архитектор и скульптор Б. Растрелли. Б. Растрелли Бюст Петра I гг.
Живопись Русская живопись I четверти XVIII века приобретает ярко выраженный светский характер, формируясь под влиянием западноевропейского искусства. Основным жанром живописи становится портрет. И. Никитин. Портрет Петра I г. И. Никитин. Портрет графа Г.И. Головкина
А.М. Матвеев. Автопортрет с женой е гг. И. Никитин. Портрет напольного гетмана е гг.
ИНСТРУКЦИЯ ПЕТРА I ВОЛОНТЕРАМ г. 1) Знать чертежи или карты морские, компас, также и прочие признаки морские. 2) Владеть судном как в бою, так в простом шествии, и знать все спасти, или инструменты к тому надлежащие: парусы и веревки, а на катаргах (1) и на иных судах весла и прочее. 3) Сколко возможно искать того, чтоб быть па море во время бою, а кому и не лучится, кино с прилежанием искать того, как и тое время постопить, одна коже обоим, видевшим и невидевшим бои, от начальников морских взять на тое свидетельствованные листы (2) за руками их и печатми, что они в том деле достойны службы своей. 4) Если же кто похочет впредь получить себе милость большую по возвращении своем, то к сим вышеописанным повелениям и учением научились знати, как делать те суды, на которых они искушение свое приимут. 5) Когда возвращаться будут к Москве, должен всяк по два человека искусных мастеров морского дела привести с собою до Москвы па своих проторях, а те протори, как придут, будут им заплачены. Сверх того отсюда из солдат будут для того учения по одному человеку. А кто из солдат взять не похочет, а тем или знакомца или человека своего тому ж выучить, а солдатом будет прокорм и проезд из казны. А буде, кроме солдат, кто кого выучит, и за всякого человека за прокорм дано будет по сто рублев, и о том солдат кто взять похочет или из своих кого учить, объявлять комисарий генералу немедленно...