Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. общения языковых
Устная речь Письменная речь Внешняя речь Внутренняя речь Диалогическая речь Монологическая речь Вербальная речь Невербальная речь
С помощью устной речи человек облекает свои мысли в звучащие слова и передаёт их другим людям
Посредством письменной речи человек общается с людьми, но эта разновидность речи служит средством записи и сохранения информации
Внешней речью называют речь, которая обладает соответствующими признаками ( звуками ). Эта речь с помощью её внешних признаков может передаваться другим людям, которые могут её воспринимать и понимать
Внутренняя речь не имеет внешних признаков, она не только не воспринимается окружающими, но и не осознаётся самим человеком, который к ней прибегает. Внутренняя речь не используется людьми для общения и употребляется лишь для регулирования собственной психики и поведения изнутри, включая его мышление
Диалогическая речь - это речь, в порождении которой принимают участие два человека, причём высказывания каждого из них выступают как реплики ( ответы ) на высказывания другого. Такая речь будет непонятна воспринимающему её человеку, если он не услышит и не сравнит между собой высказывания и реплики каждого её участника
Монологическая речь целиком и полностью порождается и произносится одним человеком. Монолог может быть внешним или внутренним, т. е. способен существовать как на уровне внешней, так и на уровне внутренней речи.
Вербальная речь - это речь, которая выражается в звучащих словах или имеющая соответствующее звуковое оформление, по которому её можно узнать со стороны. Для вербальной речи характерны лингвистические признаки ( изучаются в языкознании в форме, например, норм и правил написания или произношения слова ) и паралингвистические признаки ( грамотность, темп, интонация, паузы, ударение и тембр речи )
Невербальной называют речь, содержание которой передаётся не в звуковой, а в какой - либо другой форме, например, жесты, мимика. Иногда к невербальным речевым признакам относят физиологические реакции человека в данный момент времени : покраснение или побледнение кожи, дыхание и т. д.
сигнификативная функция ( функция означивания или обозначения ) функция обобщения функция коммуникации
Слово выступает в качестве искусственного стимула, отсылающего к некоторому объекту, который может отсутствовать в актуальном поле восприятия, или к явлению, вообще недоступному для чувственного опыта. Благодаря сигнификативной функции слово оказывается, и медиатором, посредником, необходимым для достижения взаимопонимания между людьми ( при условии, что участники социального взаимодействия используют единую систему словесных обозначений ), и эффективным средством сохранения какой - либо информации ( подобно « узелку на память », словесное обозначение обеспечивает припоминание того или иного материала : объекта, события, явления ).
Слово обозначает не только конкретный, ситуативно данный объект, но и целую группу объектов, сходных или аналогичных по ряду существенных признаков. Выражая самое общее и существенное для определенного класса явлений, речь делает возможными, определяет и направляет процессы обобщения, лежащие в основе абстрактного понятийного мышления.
Коммуникативная функция речи проявляется в плане внешнего речевого поведения и находит выражение в установлении вербальных контактов с другими людьми и передаче им какой - либо личностно или социально значимой информации. Отметим, что в процессе вербальной коммуникации субъект общения транслирует другому не только свои знания, мнения, суждения, но и отношение к тем или иным аспектам действительности, эмоциональные состояния, чувства, намерения ; любое высказывание – это не только сообщение, но и самовыражение личности.
Все три выделенные функции речи – функции сигнификации, обобщения и коммуникации – неразрывно взаимосвязаны в рамках конкретной речевой деятельности. Функции сигнификации Функции обобщения Функции коммуникации
Содержательность ( объем выраженных в речи мыслей ; обеспечивается подготовленностью говорящего ). Понятность ( объем знаний слушателей ; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям ). Выразительность ( связана с эмоциональной насыщенностью ; обеспечивается интонацией, акцентом ). Действенность ( определяется влиянием на мысли, чувства, поведение ; обеспечивается индивидуальными ( их учетом ) особенностями слушателей ).
Развитие языка - появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. I.В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1- е полугодие : звуко - подражание ( гуляние ). 2- е полугодие : лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему. II. 1 год : Появляются отдельные слова ( автономная детская речь ). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативная, грамматична. III. 1 – 3 года : активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3- м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.
IV. 3 – 7 лет : словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество ( слова создаются по правилам грамматики ). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции ( комментарии собственных действий ) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь ( полная, развернутая ). V.Младший школьный возраст : контекстная и письменная речь. VI.Подростковый возраст : появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг.
Бихевиористская теория П. Скиннера Преформистская теория Н. Хомского Генетическая теория интеллекта Ж. Пиаже Психосоциологическая теория Л. С. Выготского Концепция становления речевой деятельности А. А. Леонтьева
Формирование речевых навыков происходит в соответствии с законами образования оперантных условных рефлексов Идея : процесс усвоения языка сводится к повторению ребенком произносимых родителями фраз, а все новое - к действию по аналогии с этими готовыми фразами. Недостатки : -- не дает возможности истолковать факт понимания ребенком новых слов, предложений, ранее ему неизвестных -- принижение значения социального подкрепления и влияния окружающей ребенка пространственно - предметной среды -- имитация не может являться источником качественного прогресса в ее освоении ( отрицание императивного метода )
Идея врожденных языковых способностей Идея : каждый индивид имеет врожденную способность видоизменять значение и смысл фраз, а также строить неограниченное количество осмысленных высказываний ( ограничение – объем памяти индивида ) Достоинства : положение о зависимости развития речи от уровня развития психических процессов Недостатки : недооценивание Н. Хомским роли социального окружения ребенка в деле развития его речи
Логические операции формируются постепенно в процессе развития Идея : человек наследует лишь деятельность интеллекта. Язык же, являясь одним из способов отражения в процессе познания окружающей действительности, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Достоинства : факт установления им зависимости психических свойств индивида от окружающей его социальной среды.
Л. С. Выготский подчеркивает ярко выраженный социальный характер речи Идея : ярко выраженный социальный характер речи ; тесная взаимосвязь между речью и психикой человека Достоинства : Л. С. Выготский первым в мировой психологической науке выявил деятельностный характер речи, доказав, что речь представляет собой специфический вид деятельности, которую он назвал речевой деятельностью.
Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Георг Гегель