Выполнила студентка 3 курса. Факультет: Дошкольное образование Никитина Татьяна
Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.
В. Л. Сухомлинский
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
Художественные образы предельно многообразны по материальному воплощению (каждый вид искусства использует только ему присущую образную систему) и внутренней структуре (приемы разработки, композиция, ритм и т.д.) Художественный образ создается в специфическом виде деятельности – в искусстве. Художественный образ выступает в различных качествах: как способ отражения действительности средствами искусства и как творческое их воспроизведение, сообразное со особенностями природы художественного творчества.
Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации; обработка накопленных данных; систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создаёт нечто новое. В детском саду проводят следующие занятия с детьми: лепка из пластилина; рисование любых предметов и явлений; выполнение аппликаций различного вида и направлений; рисование человека в движении; рисование животных; рисование профессий человека.
Своеобразие образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и графического воплощения обусловлен особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника. В первую очередь, это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Исследования показывают, что у ребенка с высоким уровнем воображения произведения обычно оригинальные, непохожие на продукты творчества других детей. Воображение – основное психическое новообразование дошкольного детства. Следовательно, одна из главных задач взрослых – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Именно в них идет наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность). Поэтому внимание взрослых к воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной деятельностью должно быть первоочередным.
Своеобразие образов, создаваемых детьми, определяется: личностными особенностями ребенка (уровень развития воображения, доминирование того или иного вида воображения – "познавательного" или "эмоционального"); возрастными особенностями (в младшей и подготовительной группах детского сада уровень оригинальности детской продукции выше, а в средней и старшей – несколько снижается); особенностями обучения. Наиболее целесообразно в работе, направленной на развитие графического образа в рисунках детей, использовать следующие методы: наблюдение; обследование предметов; метод творческих заданий; рассматривание картин и иллюстраций.