Особенности субкультуры детства
Субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем
Детская субкультура выполняет те же основные функции, что и любая культура взрослых. Приставка «суб» – означает ее подчиненное положение в культурной системе, где доминируют взрослые.
Она выделяет наиболее значимые возрастные проблемы развития личности в ее отношениях с окружающим миром и помогает научиться их решать, опираясь на опыт предыдущих поколений детей, которые сталкивались с теми же трудностями. Конкретные способы действенного освоения окружающего мира в готовом виде передаются от поколения к поколению детей в рамках традиции детской субкультуры.
Конкретные способы действенного освоения окружающего мира к ним относятся такие устойчивые формы, как: традиционные народные игры; собирательство и коллекционирование; детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки); детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки); детский правовой кодекс (взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право, право на использование конкретного места;
детская магия и мифотворчество («колдовство»); детское философствование (вопросы «почему?», рассуждения о жизни и смерти и т.п.); детское словотворчество (перевертыши, неологизмы); эстетические представления (составление «секретов», рисунков и т.д.) Наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы и обряды);
субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир; детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром. детская мода; эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»);
Ребенок экспериментирует со словом для того, чтобы быть услышанным взрослым, выделяя свою уникальную речь из речевого потока старших и одновременно побуждая их к общению
Смеховой мир детства можно рассматривать и как самостоятельный компонент детской субкультуры, и как часть детского фольклора. В него входят: анекдоты, розыгрыши, поддевки, перевертыши, истории-небылицы, страшилки, «черный юмор» или детские «садистские» стишки.
Почти все дети рано или поздно начинают увлекаться коллекционированием. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности в многоцветности. Коллекционировать дети могут все что угодно: стеклышки, фантики, значки, календарики, игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д.
Групповое посещение страшных мест - одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды, формирования детского мифа о мире
Подавляющее большинство взрослых не видят специфики существования и развития детской субкультуры, недооценивают ее роль. А зря…