Автор: преподаватель МБОУ Гимназия 25 г. Курск Силин Кирилл
Серге́й Серге́евич Проко́фьеф ( ) русский и советский пианист и дирижёр, один из крупнейших композиторов XX века. Народный артист РСФСР (1947) [1]. Лауреат Ленинской (1957 посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 трижды, 1947, 1952).
Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте девяти десяти лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Воспитание сына взяла на себя мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова; ), которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке.
В годах брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. С 1904 года учился в Петербургской консерватории: у Н. А. Римского- Корсакова по инструментовке, у А. К. Лядова по композиции, у Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, у А. Н. Есиповой по фортепиано, у Н. Н. Черепнина по дирижированию. В годы учёбы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским. Окончил консерваторию: как композитор в 1909 году, как пианист в 1914 году. Ему присудили золотую медаль и премию им. А. Рубинштейна рояль. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.
Своеобразие Прокофьефа наиболее заметно в области гармонии. При том что Прокофьеф остался приверженцем расширенной мажорно-минорной тональности и не разделил радикализма нововенской школы, «прокофьефский» новаторский стиль гармонии безошибочно опознаётся на слух (как, например, в так называемой «прокофьефской доминанте»)Композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы.
7 мая 1918 года Прокофьеф выехал Сибирским экспрессом из Москвы и 1 июня прибыл в Токио; два месяца добивался американской визы и 2 августа отплыл в США. Прокофьеф выступал в Америке и Европе; в 1927, 1929 и 1932 годах в СССР. В 1936 году вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Коди́на, ставшей Прокофьефой (собственно Каролина Кодина-Любера [es], [4] ). Прокофьеф с семьёй женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39.
С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьефа стал более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Типичные примеры: балет «Ромео и Джульетта», оперы «Семён Котко», «Обручение в монастыре».
В 1936 году по инициативе Наталии Ильиничны Сац написал для её Центрального детского театра получившую всемирную известность симфоническую сказку Петя и волк. Премьера состоялась 2 мая 1936 года.
Во время Великой Отечественной войны Прокофьеф много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано. Важнейшим сочинением военного периода стала грандиозная опера по роману Льва Толстого «Война и мир».
Прокофьеф написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (в двух сериях ), свидетельствующую о его исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать в разных академических стилях. В 1948 году Прокофьеф подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма. Если 6-я симфония со временем получила признание прокофьефского шедевра, то «Повесть о настоящем человеке», опера нестандартная и экспериментальная, остается недооцененной; полная версия оперы не ставилась на сцене и не записывалась.
С 1949 года Сергей Сергеевич почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме писал сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт для виолончели с оркестром, [ ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями [.
Балет на музыку Сергея Прокофьефа в шести картинах. Либретто Прокофьефа. Действующие лица: Шут Шутиха, его жена Семь шутов Их жены Их семь дочерей Купец Коза Свахи Солдаты, челядь и домашние купца Действие происходит в сказочной Руси.
Музыка В балете нет отдельных номеров монологов и дуэтов, выражающих настроение героев. Действие сжато, краткие пантомимные эпизоды сменяются танцевальными номерами в марионеточное-шутовском характере. Картины объединены оркестровыми антрактами, что делает музыку всего балета непрерывной. В ней соседствуют распевная лирика и шарж, использованы знакомые мелодии русских народных песен плясовых, шуточных, детских считалок, хороводных и лирических, которые, однако, предстают в типично «прокофьефском» наряде терпких гармоний, острого, динамичного ритма, графичных оркестровых линиях. Музыка «Шута» ярко театральна она подсказывает сценическое движение и даже облик того или иного героя.
«Иван Грозный» балет в 2 актах на музыку композитора С. С. Прокофьефа, музыкальная редакция М. И. Чулаки, либретто и постановка Ю. Н. Григоровича.
История создания Мысль о создании хореографического спектакля на музыку Сергея Прокофьефа к фильму «Иван Грозный» Эйзенштейна принадлежит Абраму Львовичу Стасевичу дирижёру, озвучившему фильм при его создании, а впоследствии собравшему наиболее выразительные эпизоды музыки фильма в «композицию в форме оратории». Именно Стасевич обратил внимание Ю. Н. Григоровича на выдающиеся достоинства киномузыки Прокофьефа и заразил балетмейстера горячей влюбленностью в это прекрасное произведение. Ораторию Стасевича вместе с «Русской увертюрой», частью Третьей симфонии и фрагментами Кантаты «Александр Невский» положили в основу балета его музыкальный редактор профессор Михаил Иванович Чулаки и постановщик и либреттист Юрий Николаевич Григорович.
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж) «Стальной скок» (1927, Париж) «Блудный сын» (1929, Париж) «На Днепре» (1931, Париж), «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (1938, Брно; 1940, Ленинград), «Золушка» (1945, Москва) «Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (1951, Москва, 1957, Ленинград)
Увековечение памяти композитора Музей С. С. Прокофьефа первый музей Прокофьефа, который был открыт в 1966 году в музыкальной школе 1 им. С. С. Прокофьефа в Москве (Токмаков переулок, 8). Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве композитора, в ней представлены вещи, окружавшие композитора, книги и ноты, пианино, мебель и фотоматериалы семьи Прокофьефа. Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьефа открыто 1-го июня 1966 года (г. Северодонецк Луганской области). Музей С. С. Прокофьефа открыт 24 июня 2008 года по адресу Камергерский переулок, д 6/5 в квартире 6, где жил, работал и скончался С. С. Прокофьеф. В музее собраны нотные и литературные автографы композитора, редкие фотографии, документы и личные вещи Прокофьефа. Международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьефа в Санкт-Петербурге, который ежегодно проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано. Памятник Прокофьефу возле музыкальной школы им. Прокофьефа в Москве. Памятник и концертный зал им. Прокофьефа в Челябинске. Концертный зал им. Прокофьефа Донецкой областной филармонии Донецкая государственная музыкальная академия им. С. С. Прокофьефа Симфонический оркестр им. Прокофьефа Донецкой областной филармонии Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьефа Улица Прокофьефа в г. Сумы (Украина) Музей Прокофьефа (на родине композитора) в селе Красное Красноармейского района Донецкой области (Украина) был открыт к 100-летию Прокофьефа в 1991 г. В 1991 году была выпущена памятная монета СССР, посвященная столетию со дня рождения С. С. Прокофьефа. В 1991 году в Советском Союзе был поставлен документальный фильм о Прокофьефе «Сюита жизни» В 2011 году именем Прокофьефа назван международный аэропорт в Донецке. В 2003 году вышел документальный фильм «Гений Прокофьеф» 2012 году открыт международный аэропорт имени Сергея Прокофьефа в городе Донецке, Украина Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BWA) носит имя «С. Прокофьеф».
Черты стиля Прокофьефа. Сб. теоретических статей, (сост., ред. Л. Бергер), М., 1962; Xлeбаpов И., Сергей Прокофиев, София, 1965 ;