30 лет спустя практически дословно перекочевали в концепцию создания в России Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. «Большая часть средств вычислительной техники применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, в то время как для автоматизации собственно лечебно- диагностического процесса используется менее 20% компьютерного парка», – говорилось в документе, утвержденном приказом главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковойв 2011 г.
в стране продолжалось развитие сети информационно- вычислительных центров и отделов АСУ, число которых увеличилось с 47 в 1985 г. до 82 в 1990-м. «К этому времени здравоохранение только 10 территорий не имело самостоятельных подразделений информационно- вычислительной службы», – говорилось в концепции информатизации здравоохранения, разработанной в 1991 г.
за 1985–1989 гг. было закуплено 237 ЭВМ, а в следующую пятилетку уже 1837 (для сравнения: в 2011–2012 гг. за счет субсидий федерального бюджета в субъектах России было приобретено уже 279,7 тыс. единиц компьютерной техники).
в республиканском фонде алгоритмов и программ было зарегистрировано 153 системы, подсистемы и комплекса задач, число эксплуатируемых программ увеличилось с 900 в 1985 гг. до 1110 в Но, несмотря на позитивную динамику, авторы концепции 1991 гг. констатировали тенденцию «к выделению информационного обеспечения в самостоятельные системы, не связанные методологически между собой».
ведется с 1992 года. К настоящему времени в стране созданы элементы информационно- коммуникационной инфраструктуры для нужд медицины, положено начало применению и распространению современных информационно- коммуникационных технологий в сфере здравоохранения. В субъектах Российской Федерации созданы медицинские информационно- аналитические центры, автоматизированные информационные системы фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций.
современными информационно- коммуникационными технологиями крайне неоднороден, и в основном ограничивается использованием нескольких компьютеров в качестве автономных автоматизированных рабочих мест.
является отсутствие унификации используемых программно-аппаратных платформ. Сегодня в медицинских учреждениях существует более 800 различных медицинских информационных систем, а для нужд бухгалтерий, отделов кадров и экономических подразделений используются самые разные программные пакеты.
установленный практически повсеместно в учреждениях здравоохранения, это разработанные программы учета реестров оказанных услуг системы обязательного медицинского страхования, а так же компоненты информационных систем обеспечения льготными лекарственными средствами.
могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения Российской Федерации на основе мониторинга и анализа показателей качества медицинской помощи.
является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между учреждениями и организациями системы здравоохранения, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.
А также повышения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации должна быть создана государственная информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи (Система), которая обеспечит оперативный учет медицинской помощи, учреждений здравоохранения и медицинских кадров и создаст надежную основу для решения ключевых задач управления отраслью.
создание информационно-аналитической системы ведения федеральных реестров и регистров, а также нормативно-справочного обеспечения в сфере здравоохранения; создание информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи; информационная поддержка процесса оказания первичной медицинской помощи, а также лечебно-диагностического процесса, в том числе на основе обеспечения доступа медицинских работников к нормативно- справочной информации, необходимой для профессиональной деятельности; информационная поддержка оказания услуг высокотехнологичной медицинской помощи; создание и внедрение автоматизированной системы ведения медицинской карты пациента в электронном виде; создание условий для реализации саморегулируемой системы организации медицинской помощи с использованием постоянного мониторинга и анализа показателей качества медицинской помощи; упорядочение системы финансирования и управления учреждениями и организациями отрасли здравоохранения.
можно решать задачи по анализу и прогнозированию ключевых показателей развития отрасли здравоохранения, а также повышению качества и оперативности предоставления медицинских услуг населению. Это будет достигнуто за счет автоматизации: -мониторинга финансовых потоков в учреждениях здравоохранения как на территории субъектов Российской Федерации, так и в целом по отрасли; -оценки эффективности управления кадровыми ресурсами в сфере здравоохранения; -определения объемов и структуры медицинской помощи на основе данных об обращениях граждан в учреждения здравоохранения; -прогнозирования потребности в назначении лекарственных препаратов гражданам, в том числе по программе лекарственного страхования, на основе данных территориально-популяционных регистров; -прогнозирования затрат на медицинскую помощь, оказанную в рамках Программы государственных гарантий; -оценки эффективности деятельности региональных органов управления здравоохранением.