Искусство в XIX веке ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА
Литература в XIX веке Сентиментализм Романтизм Реализм Натурализм
Сентиментализм Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой демократ; богатый духовный мир простолюдина одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма. Джеймс Томсон «Времена года» Эдуард Юнг «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» Жан-Жак Руссо «Новая Элоиза»
Романтизм Происходящий из сентиментализма, романтизм также полагал, что чувство человека довлеет над разумом. Романтические произведения утверждали самоценность духовно-творческой жизни личности, изображали сильные, бунтарские страсти и характеры, одухотворённую и целительную природу. Джордж Байрон «Паломничество Чайлд Гарольда» Виктор Гюго «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери» Генрих Гейне «Книга песен» Жорж Санд «Консуэло»
Реализм Реализм ставит перед искусством задачу точного воплощения действительности. Жизнь изображается в образах, которые соответствуют действительности. Реальность для представителей реализма становится средством познания себя и мира вокруг. Образы реалистических произведений отличаются правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Оноре де Бальзак «Человеческая комедия» Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста» Джек Лондон «Белый клык», «Дочь снегов» Марк Твен «Приключения Геккельбери Финна»
Натурализм Поздняя стадия развития реализма, отличалась вниманием к мельчайшим деталям быта, желанием авторов создать полную иллюзию настоящей жизни на страницах своих книг. Приверженцы натурализма считали литературные произведения «человеческим документом», который должен был поведать о жизни общества в конкретное время и в конкретном месте. Эмиль Золя «Ругон-Маккары» Теодор Драйзер «Американская трагедия» Джон Стейнбек «Гроздья гнева» Джордж Элиот (Мэри-Энн Эванс) «Миддлмарч»
Живопись XIX века Романтизм Академизм Импрессионизм
Романтизм Как и литература романтизма, живописные полотна, созданные приверженцами этого движения, отличались драматизмом, контрастным отображением человеческих чувств. Франсиско Гойя Эжен Делакруа Теодор Жерико
Академизм В противоположность всем прочим появляющимся в 19 веке жанрам, академисты продолжали придерживаться «старой школы» и обращали больше внимания на суть картин, а не на чувства, на них изображённые. Жан Огюст Доминик Энгр Гюстав Моро
Импрессионизм Импрессионизм стал стилем, который перевернул представление о живописи. Импрессионисты стремились запечатлеть не сюжет, но настроение. Клод Моне Огюст Ренуар Камиль Писсаро Эдгар Дега
Музыка XIX века Романтизм: Ференц Лист, Фредерик Шопен, Франц Шуберт, Роберт Шуман. Характерны малые формы и камерность. Итальянская опера: Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Джузеппе Верди. Жорж Бизе, автор «Кармен», рассказал предельно реалистичный сюжет при помощи максимально выражающей чувства человека мелодии. Роберт Вагнер разрушил привычную структуру оперы, привнеся в неё элементы драматического спектакля и симфонического концерта. Первый композитор – импрессионист: Клод Дебюсси.