Пит Мондриан
Пит Мондриан 1872–1944 Выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, Москва Автопортрет. 1918
Ранний период хорошо и разнообразно представлен на выставке, открывая малоизвестную грань творчества художника. В этот период Мондриан увлекся теософскими трудами Е. Блаватской и Р. Штайнера, что повлияло на символику его образов. В это время им было создано несколько работ в пуантилистской манере. Красное облако Портрет девушки Море после заката 1909
Остзейская мельница вечером. 1907–1908 Набожность На Амстеле (Омваль вечером) (На Аудеркеркердейк близ Омваля). 1906–1907
Маяк в Весткапелле в розовом Церковь в Домбурге 1909 Дюна II (Пуанталистическая дюна). Эскиз. 1909
Мондриан вместе с Малевичем и Кандинским входит в число талантливейших мастеров абстракционизма. Однако в труде «Искусство конструкции» Л. Лемуан пишет: «Мондриан один из выдающихся художников кубизма, к которому он присоединился в то же время, что и Хуан Грис, хотя он никогда не упоминался в истории кубизма». Портрет дамы В 1909–1910 гг. Мондриан стал одним из лидеров голландского авангарда. Годом позже его работы впервые демонстрировались на выставке в Амстердаме рядом с кубистическими творениями Пикассо и Брака. Большая обнаженная 1912
Аполлинер говорил об абстрактном кубизме Мондриана. Пример – серия картин с изображением деревьев. Художника вдохновляла их вертикальная и горизонтальная динамика и заставляла в рисунке двигаться в сторону абстракции. Выбор деревьев как мотива неслучаен. Корни дерева уходят глубоко в землю, а его крона устремлена в небо. Художник видел в нем архетип Мирового древа, символ связи между землей и небом. Композиция из деревьев I. 1912Пейзаж с деревьями. 1912
«Композиция с деревьями II» обобщает все, что художник заимствовал у кубизма, и свидетельствует о его движении к абстракции: чистые линии, серые зоны и композиция, создающая специфический ритм на поверхности холста. Он больше не пишет силуэты деревьев или зимние ландшафты. Мондриан прославился и вошел в историю искусства как создатель неопластицизма, как автор совершенных абстрактных работ, состоящих из плотных черных линий и блоков основных цветов. Композиция с деревьями II. 1912–1913
Композиция с решеткой 9: композиция с шашечной доской в светлых тонах С 1918 г. все большее значение в творчестве Мондриана обретают решетчатые композиции. Он часто экспериментировал с форматом картины (в этом он оказался провозвестником современных тенденций), поворачивал картины на 45°, подвешивал их за угол. Ромбическая композиция с желтыми линиями. 1933
«Чтобы пластическими средствами создать «чистую реальность, – писал Мондриан, – необходимо свести природные мотивы к постоянным элементам формы, а природные цвета – к основным цветам». Такой универсальной формой для него стал прямоугольник. Художник основывает свою концепцию абстракции на следующих элементах: сетчатые, горизонтальные и вертикальные линии, основные цвета и «не цвета» – черный, белый, серый. Равновесие прямых линий и цветов на плоскости представляет бесконечное вневременное пространство. Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим 1921 Композиция с красным, синим, черным, желтым и серым 1921
Композиция с овальными и цветными плоскостями II. 1914На выставке
Мельница Произведения П. Мондриана из собрания Гемеентес-музея в Гааге