Тема : Методы исследования бинокулярного зрения Главный республиканский детский офтальмолог МЗ РБ В.Л. Красильникова Гомельский областной центр микрохирургии глаза: Журавский В.К. Гомель 2012
Цель: Рассмотреть методики и тесты для оценки стереоскопического зрения
Гипотетическая схема взаимодействия двух глаз в процессе бинокулярного зрения (Рожкова Г.И, Институт проблем передачи информации РАН) Cхема: М1 и М2 – Монокулярная подсистемы Две бинокулярных подсистемы: МБС- моно бинокулярная ЧБС- чисто бинокулярная - работают по схеме логических элементов «И» «ИЛИ» ПМС – пост монокулярная система формирует трехмерные образы на базе подсистем М1 и М2
Методы оценки бинокулярного зрения Ориентировочный 4-точечный тест (Worth), ЦТ-1 позволяет определить используют ли мозговые отделы зрительной системы информацию от обоих глаз при формировании видимого образа
Стереоскопическая острота зрения, диспаратность, порог стереозрения. Стереоскопическая острота зрения – это способность человека определять сдвиг объектов по глубине только на основе бинокулярной диспаратности Смещение сетчаточных изображений по горизонтали называется горизонтальной диспаратностью. Наименьшая воспринимаемая разница в относительной глубине двух объектов называется порогом стереозрения. Норма - до 60 угл. сек. Острота стереозрения от у.с.–группа риска > 100 у.с. – группа с нарушением зрения
Тесты для оценки стереоскопической остроты зрения Качественные - позволяют определить, что соответствующий механизм стереозрения у ребенка есть Lang-тест I и II (случайно-точечные стереограммы) Просмотр с 40 см Titmus-тест (Fly )
Тесты для оценки стереоскопической остроты зрения Количественные TNO-тест – от 15 – 480, у детей от 2 до 5 лет, 7 пластин Frisby Stereotest (Near) скрининговый 3 пластины, 6 мм – 600 у.с., 3 мм – 300 у.с., 1,5 мм – 150 у.с.
Тесты для оценки стереоскопической остроты зрения Количественные Frisby Davis Distance (FD2) Stereotest Измерение стереозрения проводится от 3 до 6 метров Позволяет измерять пороги стереозрения от 5 до 50 угл. сек.
Тесты для оценки стереоскопической остроты зрения Количественные: Компьютерная программа СОС – скрининговое обследование стереозрения (Москва, автор Т.А. Подугольникова к.б.н. Институт проблем передачи информации РАН) Тестирование проводится за 3-4 мин. Можно тестировать детей с 4 лет
Нарушение остроты и стереозрения у детей Статья «Новая модель зрительного скрининга для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Т.А. Подугольникова, Москва 2011 г. Выводы: Начиная со 2 класса, во всех возрастных группах появляются дети с нарушением остроты зрения, количество которых к 4 классу достигает 12% Нарушения бинокулярного зрения встречается у большего количества детей и 4 классу нормальное бинокулярное зрение встречается только у 40% детей.
Компьютерная программа СОС – скрининговое обследование стереозрения Были обследованы дети от 9 до 15 лет Обследовано детей 46 Порог стереозрения 108 у. с. 10 (21,7%) Порог стереозрения выше 108 у. с. 36 (78,3%) Цветотест ЦТ -1 БЗ – доминирование не выражено БЗ – ведущий правый БЗ – ведущие левый Фузионные резервы положительные до +10 град > (91,3%) 4 (8,7%) Фузионные резервы отрицательные До - 5 град. От -5 до -10 град. > - 10 град. 22 (47,8%) 17 (37%) 7 (15,2%)
Бинокулярное зрение возможно при остроте зрения 0,4 Ребенок с диагнозом : Горизонтальный мелкоразмашистый нистагм, Гиперметропический астигматизм. Амблиопия средней степени. Vis OU= 0, 3 При тестировании на программе «ЧИБИС» набрала максимальное количество баллов 10!! Если у ребенка есть ортотропия, есть ли фиксация, бифовеальное слияние, почему у него нет бинокулярного зрения??? Здесь важна не столько острота зрения, сколько разница в размерах зрительного стимула на сетчатке для возможности их слияний мозгом. Методы количественного исследования бинокулярного зрения у детей раннего возраста не достаточно разработаны! Мифы бинокулярного зрения
1. При организации лечения в дошкольных учреждениях необходимо иметь два,а лучше три кабинета для разделения потоков детей и лечен. 2. Минимальный набор для лечения детей в дошкольных учреждениях должен состоять : Аппарат Ротта, ЦТ-1, Амблиотренер, АИСТ-01ЛК, СРС, Бивизиотренер, Синоптофор в первом кабинете. Комплект компьютерных программ:Плеоптика 2+, Цветок, Клинок, Чибис, СОС, Краб во втором кабинете. Для диагностики:ЛСК-1, ОР-5, ДО-3, ручной офтальмоскоп. 3. Алгоритм работы: Оптимальная очковая или контактная коррекция Окклюзия (прямая, обратная, попеременная) Лечение на приборах и компьютерных программах Осмотры раз в 3-4 месяца Определение рефракции с закапыванием тропикамида 1 раз в год, по необходимости смена очков. Совместная активная работа с тифлопедагогами и родителями. Рекомендуемая физическая нагрузка с активными играми - типа волейбола, баскетбола, футбола, что повышает резервы фузии. Выводы:
Спасибо за внимание