В старину в праздники и в будни, в маленьких деревушках и городах – повсюду на Руси звонили церковные колокола.
Колокольные звоны оповещали народ о разных событиях
Звуки церковных колоколов «отражены» и в русской классической музыке. В опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов»
В симфонической поэме Сергея Рахманинова «Колокола»
В опере Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»
Это народные песни религиозного содержания
В старину их сочиняли и исполняли калики перехожие – странники, совершавшие паломничества по святым местам
Калики ( калеки перехожие ) Старинное название для странников слепцов, поющих духовные стихи. В древней Руси слово «калика» или «калека» обозначало не искалеченного человека, а человека много странствовавшего и побывавшего во святых местах
Сюжеты духовных стихов они брали из Библии, апокрифов, жизнеописаний (житий) святых, легенд
Очень популярным был в старину духовный стих «О ЛАЗАРЕ». «Петь Лазаря» стало синонимом пения нищими духовных стихов и испрашивания ими милостыни
В основе этого духовного стиха лежит евангельская притча о богатом и нищем Лазаре. В этой притче Иисуса говорится о двух людях, жизнь которых очень разнилась. Один человек жил богато, но неправедно, другой в бедности, но праведно.
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так, что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
В этой притче интересно то, что в ней богач выставлен безымянным, а бедняк назван Лазарем. Это как бы подтверждает то, что имена, когда-то знаменитые на земле, забываются, а праведники, неизвестные миру, прославляются на небесах. Из притчи видно, что смерть, прерывая земное существование человека, открывает начало жизни в вечности. То, как мы жили на земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь.