ИСКУССТВО ВО ВРЕМЯ 2 МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ИСКУССТВО В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Во время Великой Отечественной Войны, руководству СССР было как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства. Инструментом взыскания, был СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ. Со своей задачей, плакаты и его создатели справились на отлично. Плакаты не оставляли равнодушными ни простого рабочего, ни солдата, ни остальные слои населения страны. Каждый старался на благо общей победы.
Н. ВАТОЛИНА И Н. ДЕНИСОВ « НЕ БОЛТАЙ !» С первых дней войны в плакат прочно вошла тема бдительности. В июне 1941 года Н. Ватолиной и Н. Денисовым был исполнен плакат « Не болтай !», который, благодаря лаконизму изображения и лозунга, стал вершиной пропаганды актуальной темы и на многие десятилетия пережил время своего создания. Ленинградский художник А. Пахомов сделал героями плаката пионеров, зорко охраняющих родную землю от врагов ( Ребята, защищайте Родину ! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым !»)
Д. ШМАРИНОВ « ОТОМСТИ » С плаката художника Д. Шмаринова « Отомсти » смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование отомсти !
В. КОРЕЦКИЙ « ВОИН КРАСНОЙ АРМИИ, СПАСИ !» Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого « Воин Красной Армии, спаси !» Этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий. Корецкому в своей работе удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно - красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.
РОДИНА - МАТЬ ЗОВЁТ Родина - мать зовёт Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката Родина - мать зовет своих сыновей исполнить долг защитить Отечество.
В.ИВАНОВ «ПЬЁМ ВОДУ ИЗ ДНЕПРА»
ЗАСЛУГА ХУДОЖНИКОВ- ПЛАКАТИСТОВ Плакаты Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла – армию и народ – для Победы над фашизмом.
ЛИТЕРАТУРА Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу и сознание жестокой необходимости войны. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов
ДВА БОЙЦА «Обыкновенный шедевр военной поры» смотрят и пересматривают до сих пор. Те же, кто еще не смотрел его, будут удивлены тому, сколько фраз из этого фильма мы употребляем практически каждый день, даже не зная откуда они. «Помирать так с музыкой!», например. А музыка! Великая «Тёмная ночь» и «Шаланды полные кефали» оттуда. премьера 6 октября 1943 года
СВАДЬБА Комедия, снятая по одноименной пьесе Чехова. Людям очень нужно было смеяться, забывать про войну и ощущать жизнь « как раньше ». Прекрасная Раневская то, что было нужно. премьера 14 июля 1944 года
ЖДИ МЕНЯ Говорят, что многие пережили войну и не свихнулись, потому что все время повторяли про себя Симоновскую строчку « Жди меня и я вернусь …». Она же стала лейтмотивом сценария, который написал Константин Симонов. Это не фильм - агитка, это фильм - надежда. Про пропавшего без вести летчика и ждущую его жену. Про людей, оказавшихся в ситуации полнейшей неизвестности. премьера 1 ноября 1943 года
В 6 ЧАСОВ ВЕЧЕРА ПОСЛЕ ВОЙНЫ Люди расставались и обещали друг другу продолжить жизнь после войны. Например, что они встретятся на мосту в шесть часов вечера и все будет как раньше. И жить этим долгие пять лет. Фильм вышел на экраны до победы, но во многом её предсказал. Весеннюю Москву и салют над Кремлем, как минимум. премьера 16 ноября 1944 года
СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛЬМЫ СНЯТЫЕ ПО СОБЫТИЯМ 2 МИРОВОЙ ВОЙНЫ Фильм основан на реальных событиях, происходивших в самый разгар Великой Отечественной войны, в годах. Действие происходит в небольшом городе под названием Краснодон. Здесь отважные юноши и девушки, создают подпольную антифашистскую организацию, чтобы противостоять оккупантам. Во главе «Молодой гвардии» – восемнадцатилетний Виктор Третьякевич. Под его руководством подростки создают ряд диверсий: грабят оружейный склад, срывают поставку продуктов для фашистского тыла, топят шахты. Немцы не знают, с кем имеют дело и не могут предположить, что все это – дело рук подростков. Немецкий полковник Ренатус должен вычислить диверсантов… Сумеют ли подпольщики противостоять фашистам?
КОНЕЦ ! Спасибо за внимание.