Великие просветители Европы
Общественная жизнь в Европе в XVII веке 2 Земля в собственности феодалов; Крестьяне зависимы: за аренду земли платят оброк; Зарождаются мануфактуры; Развивается товарно- денежное хозяйство, растет международная торговля Экономическая сфера Социальная сфера Сословное деление общества: духовенство, дворянство, горожане; Крестьяне лично свободны, но поземельно зависимы; Формируются классы: буржуазия, фермеры, наемные рабочие, батраки
Общественная жизнь в Европе в XVII веке 3 Складывается абсолютизм; Революции в Нидерландах и Англии Политическая сфера Духовная сфера Международные отношения Обмирщение сознания; Реформация и обновление христианства Религиозная общеевропейская война ( )
Эпоха Просвещения Это время, когда научное знание вышло за пределы университетов и лабораторий 4
Вера во всесилие науки Вера в человеческий разум Основа всех просветительских теорий Просветители – сторонники просветительской теории
ВЗГЛЯДЫ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Равенство всех перед законом; Неприкосновенность собственности; Невмешательство церкви в светскую жизнь; Свобода печати; Справедливые налоги; Аграрная реформа; Поддержка науки и техники; Уничтожение абсолютизма; Вера в неисчерпаемые силы и возможности человека
«Естественный свет разума» - основа познания и поведения людей, главное средство совершенствования общества. Мыслители Причины бед народа Пути преодоления считали заключались Для развития общества важно образование Невежество Широкое просвещение народных масс
Джон Локк ( ) Учение о естественных прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность; Необходимость разделение властей: отделение законодательной власти (депутаты парламента, избранные народом) от исполнительной (монарх и правительство Труды: «Опыт о человеческом разумении» «Мысли о воспитании»
Шарль Луи Монтескье ( ) Развил учение Локка о разделении властей Три ветви власти: Законодательная – избранный народом парламент Исполнительная - монарх и назначенное им правительство Судебная власть – независимые судьи Политический идеал: конституционная монархия по английскому образцу Труды: «О духе законов»
Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер ( ) Сторонник просвещенной монархии; Церковь - главным врагом Просвещения Отрицал пользу церковных обрядов и молений; Признавал необходимость религии для народа («Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»). Враг атеизма («Самое большое заблуждение разума») Труды: «Философские письма», «Трактат о веротерпимости», «Карманный философский словарь», «Вопросы об Энциклопедии», «Опыт о всеобщей истории, и нравах и духе народа», «История Российской империи при Петре Великом», пьеса «Ирена», трагедия «Эдип», поэма «Генриада»
Жан Жак Руссо ( ) Ограничить размеры частной собственности; Сохранить мелкую собственность, основанную на личном труде; Не допускать ни богачей, ни нищих; Сторонник всеобщего избирательного права; Идеал – демократическая республика мелких собственников Труды: «Рассуждениях о происхождении и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре», «Исповедь», «Рассуждение на тему о том, способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», «О политической экономии», «Письма с горы»,«Прогулки одинокого мечтателя», «Новая Элоиза (роман в письмах)»
Адам Смит ( ) Главный источник богатства –труд; Свободный обмен товарами; Свободная конкуренция; Легкие налоги Труды: «О политической экономии» «Теория нравственных чувств»
Дени Дидро ( ) Составитель 35-томной «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» Идеи: Неотчуждаемость прав личности; Необходимость народного представительства; Несправедливость существования привилегированных сословий; Борьба с католической церковью Труды: «Письма о слепых в назидание зрячим», «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», Романы, Философские диалоги, Пьесы
Величие просветителей Идейно подготовили Великую французскую революцию Повлияли на политику монархов Пруссии, России, Австрии, Швеции, Испании, Португалии, Дании, Польши Повлияли на формирование правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке Пути и средства совершенствования общества: 1. Просвещение и воспитание человека 2. Реформы просвещенного монарха 3. Труд 4. Революция