КАЮМ НАСЫРИ ( )
ДОМ К. НАСЫРИ Деревня Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии.
КНИГИ К. НАСЫРИ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ
«Воспитание, пишет он,не сводится к одному лишь питанию и созданию условий для телесного развития. Наряду с ними оно охватывает формирование у детей характера, исправление их поступков, возвышение из неразумного, животного состояния до разумного, человеческого, обучение их, дачу им знаний и привитие им добрых нравов».
«Когда дети берут ножи и начинают делать себе игрушки, пишет он, обращаясь к родителям, вы запрещаете им это делать, считая, что они сорят избу. Это занятие показывает, что ваши дети стремятся к ремесленничеству, а вы это не понимаете»
Захир Бигиев (татарский писатель) РОМАН 3. БИГИЕВА «ВЕЛИКИЕ ГРЕХИ»
МЕДРЕСЕ
«Воспитание может оказать на человека воздействие при наличии природных способностей. Человек, в природе которого нет способностей, подобен заржавленному сплошь железу, сколько ни лощи не заблестит».
ПРИНЦИПЫ К. НАСЫРИ, НА КОТОРЫЕ ДОЛЖНА ОПИРАТЬСЯ ВСЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Воспитание и обучение человека должно падать на детские и юношеские годы. «Самый ценный период в жизни человека, пишет просветитель, охватывает время от появления способности самопонимания и до завершения обучения в школе. Именно в эти годы надо заботиться о надлежащем воспитании ребенка и доведении до его сознания правил общежития».
Учет в процессе обучения и воспитания склонностей и интересов детей. «Круг интересов и склонностей человека, указывает К. Насыри, обнаруживается уже в детстве. Воспитатель обязан его учитывать. Надо обучать ребенка той профессии, к которой он способен и к которой он проявляет интерес».
Полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребенка. Раскрывая содержание этого принципа, К. Насыри писал: «При воспитании ребенка необходимо обратить внимание на использование всех пяти его чувств и добиться, чтобы ни одно из них не простаивало. Ребенок должен все слышать и все видеть: и светлое и темное... Точно так же и другие органы ребенка должны быть приведены в действие».
Развитие умственных способностей ребенка и обеспечение сознательного усвоения им учебного материала.
Сочетание обучения с физическим трудом. К. Насыри утверждает, что «постоянное умственное напряжение вызывает усталость. Поэтому организму следует дать физическую нагрузку. Тогда человеческий ум как бы омолаживается и его работоспособность умножается».
Гуманное и внимательное отношение к ребенку Принципиальность по отношению к воспитуемому Личный пример воспитателя
«Любой учитель, каждый педагог, указывает он, должен считать себя в числе тех, кто идет на великое дело, и быть готовым так воспитывать своих питомцев, чтобы это сказалось потом на всем протяжении их жизни». А для этого он «должен обладать энциклопедическими знаниями, любить науки, глубоко познать основы воспитания и быть способным самостоятельно находить методы обучения»
К. Насыри пишет статью: «Советы матерям, воспитывающим детей», в которой дает научно обоснованные педагогические и гигиенические советы.
В начале XIX века, формировались два подхода: традиционализм и джадидизм (общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских народов).
МЕЧЕТЬ «МАРДЖАНИ»
ТРУДЫ К. НАСЫРИ
Память о выдающемся просветителе не только не померкла за последние десятилетия, но и была увековечена в названиях улиц, в мемориальных местах и музеях, в массовом издании и широкой пропаганде его трудов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!