Сергей Павлович Королёв ( г.г.) Приготовил Гришин С.С.
План презентации: 1. Первые годы жизни – детство. 2. Школьные годы – образование. 3. Деятельность. 4. Арест. 5. Работа над баллистическими ракетами. 6. Создание первого искусственного спутника земли. 7. Первый пилотируемый космический корабль. 8. Проект орбитальной станции. 9. Другие идеи и планы.
Первые годы жизни – детство Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 г. в г. Житомире (Украина) в семье учителей. Но родители разошлись, когда мальчику было 3 года, он воспитывался у бабушки с дедушкой, а затем в новой семье матери с отчимом в Одессе. В гимназии Сергей Королев проучился мало – ее закрыли. Проучившись несколько месяцев в единой трудовой школе, он перешел на домашнее образование под руководством матери и отчима.
Образование С детства будущий конструктор интересовался новой тогда авиационной техникой и стремился получить образование по избранной профессии: в гг. учился в строительной профессиональной школе, в 1921 г. познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда. В17 лет выступил автором проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.
Образование В 1924 г. Королев поступил в Киевский политехнический институт, за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом- планеристом. Осенью 1926 г. он переходит в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана, а в 1929 г. знакомится с К.Э. Циолковским и с тех пор полностью посвящает свою жизнь авиации и космонавтике. В это же время он проявил себя как талантливый авиационный конструктор, его дипломной работой был проект самолета СК-4. Он спроектировал и построил планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК- 4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Но после встречи с Циолковским он уже задумывался о полетах в стратосферу и о принципах реактивного движения.
Деятельность В сентябре 1931 г. С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве Группы изучения реактивного движения (ГИРД); в апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно- конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД августа 1933 года был осуществлён первый удачный пуск ракеты ГИРД.
Деятельность В 1933 г. был образован Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова, а Королёв был назначен его заместителем. В 1936 г. он испытал крылатые ракеты: зенитную 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную 212 с жидкостным ракетным двигателем. В его отделе уже к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на рядовую должность старшего инженера.
Арест В 1938 г. был арестован руководитель Реактивного института Клейменов, а за ним Королев и другие работники института. Их обвиняли во вредительстве. Обвинения во вредительстве были широко распространены в СССР во время сталинских репрессий; это слово часто употреблялось в публицистике, в художественных произведениях. Во время ареста и допросов его подвергали пыткам и сломали челюсть, отчего он страдал всю дальнейшую жизнь: ему было трудно есть, а главное, это сказалось во время операции, когда анестезиолог столкнулся с трудностями во время введения ему наркозной трубки. Осенью этого же года Королев был включен в список для расстрела, который был подписан Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем, но затем приговор был изменен: 10 лет в исправительно- трудовых лагерях. Он отбывал наказание на Колыме и во Владивостокском исправительно- трудовом лагере.
Арест Но в 1940 г. был осужден вторично Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Благодаря этому, в 1942 г. его перевели в другое КБ тюремного типа ОКБ-16 при Казанском авиазаводе 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Здесь С. П. Королёв разрабатывает задачи: сокращение длины разбега самолёта при взлёте и повышение скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя. В начале 1943 г. его назначают главным конструктором группы реактивных установок, попутно он занимался также улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого состоялся в октябре 1943 года. Освобожден из заключения Королев был в 1944 г.
Работа над баллистическими ракетами В 1946 г. Королева назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия в подмосковном Калининграде (позже город Королев). Главная задача - создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 г. выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей дальностью полёта до 3000 км. В 1950 г. такая ракета успешно была сдана Королевым на вооружение. В течение 1954 г. Королев работает над разными модификациями ракеты Р-1, завершает работу над ракетой Р-5М с ядерным боевым зарядом и разрабатывает межконтинентальную ракету Р-7. В 1956 г. под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 г. им были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования). В 1960 г. на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени.
Создание первого искусственного спутника Земли Еще в 1955 г. С. П. Королёв, М. В. Келдыш и М. К. Тихонравов обратились к правительству с предложением о выведении в космос искусственного спутника Земли при помощи ракеты Р-7. Их предложение удовлетворили. 4 октября 1957 г. был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел потрясающий успех и создал СССР высокий международный авторитет. Но Королев уже думал о семействе совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей для пилотируемых полетов. Королев полон творческих планов: ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1959 г. создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй для доставки на Луну флага Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).
Первый пилотируемый космический корабль 12 апреля 1961 г. мир был радостно ошеломлен первым пилотируемым космическим полетом корабля «Восток- 1» с космонавтом на борту. Юрий Алексеевич Гагарин - на околоземной орбите! Всего один виток вокруг Земли! Но это был первый в мире виток! Никто не знал, как человек будет себя чувствовать при продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Но первый полет прошел успешно, и вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки… Космическая эра началась. Долгое время СССР был первым: первый спутник, первый космонавт, первая женщина в космосе, первый выход в открытое космическое пространство… А Сергей Павлович Королев уже шагает дальше: в его планах – пилотируемая долговременная орбитальная станция (ДОС).
Проект орбитальной станции Прообразом ее был принципиально новый, более совершенный космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Но Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».
Другие идеи и планы Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну, но при жизни Королева эта программа не была реализована в основном из-за ведомственных нестыковок и смены руководства – Л.И. Брежнева мало интересовали исследования Луны. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей. Умер Сергей Павлович Королев 14 января 1966 г. во время проведения ему хирургической операции в Москве. Похоронен у Кремлевской стены. Он является создателем советской ракетно-космической техники и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. Он дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Подполковник.
«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» (С. П. Королёв).
Спасибо за внимание!