Урок русского языка в 8 классе Понятие об осложненном предложении. Однородные члены предложения. Учитель Буренкова Л.М. МОУ «Средняя школа 5» г. Саранск 1
Понятие об осложнённом предложении. Однородные члены предложения. Девятое января Классная работа 2
Цели урока: Понять, что такое осложнённое предложение. Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение. Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения. Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений»
Орфоэпическая разминка. Оптовый, общо, торты, каталог, свекла, договор, водопровод, цепочка, хаос, щавель, цемент, танцовщица, феномен, форсац, фарыор, приданое, ломоть, баловать, бармен, дремота, жалюзи, кедровый, квартал, закупорить, звонить, красивее, крапива, коко Юш
Проверьте!!! Опт Овый, общО, т Орты, катал Ог, свЁкла, догов Ор, водопров Од, цеп Очка, х Аос, щав Ель, цем Ент, танц Овщица, фен Омен, форс Ац, фары Ор, прид Аное, лом Оть, балов Ать, б Армен, дрем Ота, жалюзИ, кедр Овый, кварт Ал, зак Упорить, звон Ить, крас Ивее, крап Ива, коко Юш
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЗЫВНЫЕ ОПРЕДЕЛЁННО- ЛИЧНЫЕ НЕОПРЕДЕЛЁННО- ЛИЧНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ Зима! Приходи ко мне в гости! К вам пришли. За окном холодно. Мне не спится. На улице темнело. 6
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – основная синтаксическая единица, которая содержит в себе законченное высказывание. ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ Содержит одну грамматическую основу Содержит две и более грамматических основы ПРИМЕР: Зал украшали красные шары. Зал украшали красные шары, а зелёные и оранжевые шары свисали с потолка вестибюля. НИЧЕМ НЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРИМЕР: Здание украшали красные, зелёные и оранжевые шары
Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции. Предложение может быть осложнено: ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТ- ВАМИ ПОВТОРЯЮ- ЩИМИСЯ СЛОВАМИ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, СЛОВОСОЧЕТА- НИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБОСОБЛЕН- НЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ДОПОЛЕНИЯМИ ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ ОБОСОБЛЕННОЙ ЧАСТИЦЕЙ МЕЖДОМЕТИЕМ 8
Упражнение Пусть сосны и ели всю зиму торчат, В снега и метели закутавшись спят. 3. Как сладко дремлет сад тёмно-зеленый, Объятый негой ночи голубой, Сквозь яблони, цветами убеленной, Как сладко светит месяц золотой! 9
Дополнений Обстоятельств 10
В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. (Повеств., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь. (Проанализируйте предложение самостоятельно) 11
Задание: объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах. 12
Домашнее задание: Составить устное монологическое высказывание на тему «Осложнённое предложение», пользуясь составленным на уроке опорным конспектом и материалом §39. Упражнение