Консультация для педагогов ДОУ «Песочная терапия» Педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детского сада 25 Печерская Ольга Владимировна
«Самая лучшая игрушка для детей кучка песка». К. Д. Ушинский Игра с песком – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения – и способ привычный, хорошо знакомый. За основу создания зоны работы с песком могут быть взяты элементы песочной терапии, где ребёнку или целой группе детей дается уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Работа в песочнице ориентирована на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Песочная терапия
Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Игры с песком развивают мелкую моторику, а соответственно и речь, улучшается память, воображение, координация. Песок пропускает воду, и по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как только дети видят песок, у них сразу же возникает естественное желание – погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Чем полезны игры с песком?
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующие возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме, исключаем негативную оценку его действий, поощряя фантазию и творческий подход. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и прочее. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное «Проживание », проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Основные принципы организации «психологической» песочницы.
1. Технология исследовательской деятельности: экспериментирование с песком, поиск спрятанных предметов, наблюдение и опытническая работа с песком. 2. Игровая технология : игра «Синоптики», «Зоопарк», «Страна дружбы», «Животные пустыни», «Поиск воды», «Загадочное место» и др., пальчиковые игры, игры с предметами, игры на внимание и т.д.. 3. Здоровьесберегающие технологии: Юнг утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. 4. Технология личностно-ориентированного обучения: в центре внимания педагога-уникальная целостная личность ребенка, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. 5. Технологии проблемного обучения : (игра «данетки»: животные в зоопарке - это хорошо или плохо? Мокрый песок – это полезно или вредно?) 6. Технология развивающего обучения : задаём вопросы: «Как вы думаете, почему в пустыне ничего не растет? Как можно попасть на другой берег реки? Какими свойствами обладает мокрый песок? Современные образовательные технологии и песочная терапия.
1. Свободные движения по песку сверху вниз, слева направо, 2. Правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок; 3.«Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком). 4.«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак). 5.«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию. 6.«Чудовище на острове». Надо обойти чудовище и не коснуться его – оно может проснуться (поставить или закопать в песок игрушку). 7.«Следы на песке». Сухой и мокрый песок, оставляем следы, делаем выводы. 8.«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце. 9.«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. 10.«Легкий ветерок». Потихоньку дуем через трубочки для сока. Наблюдаем за песчинками. Упражнения для активизации и развития сенсорно-моторных навыков
Желаю Вам успехов в профессиональной деятельности! Спасибо за внимание!