Автор: Насонова А.В. учитель истории и обществознания МКОУ «СШ 3 им. О.А.Морозова» город Ефремов, 2016 год
План проекта 1.Введение; 2. Причины создания Концепции нового УМК; 3. Цели создания концепции нового УМК; 4. Задачи Концепции нового УМК по отечественной истории; 5.Заключение.
ВВЕДЕНИЕ Необходимость подготовки линии новых учебников по истории России на основе единой концепции определяется прежде всего развитием отечественной исторической науки, накопление новых исторических знаний, широким общественным интересом к событиям прошлого, что актуализирует историческую память народа. Все эти факторы стали основанием для формирования новой государственной политики в сфере исторического образования.
В своем выступлении на Совете по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 г. Президент РФ В.В.Путин заметил: «…стоит подумать о единых учебниках истории Росси для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех этапов, уважения ко всем страница нашего прошлого. И конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур». Выступление Президента России В.В.Путина обозначило политический курс государства в отношении подготовки учебников истории, а в более широком плане – в области исторического образования в контексте государственной политики.
Причины создание новой Концепции Первоочередной причиной создания новой Концепции является запрос педагогов, родителей обусловленный трудностями, с которыми сталкиваются учителя и школьники при работе с вариативными учебниками, построенных на разных научных основаниях. В условиях подготовки к ЕГЭ эти трудности усугубляются. В условиях суверенной российской государственности в многонациональном поликультурном обществе актуальной и значимой проблемой является поиск факторов, которые могут укрепить общероссийскую идентичность, самосознание граждан России, школьников.
Целью разработки Концепции, как подчеркивают разработчики, Является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам истории развития Российского государства и общества, ключевым общественно значимым событиям прошлого.
Этот подход позволяет учесть взаимосвязь всех этапов истории развития российской государственности, их значимость для понимания места и роли России в современном мире, особенностей много культурного российского социума, ценности вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, для формирования современного образа России. Это положение имеет фундаментальное значение для проектирования стратегии развития отечественной системы общего исторического образования.
Концепция нового УМК по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт. В концепции определены основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной российской школе. Концепция призвана обеспечить формирование единого культурно- исторического пространства РФ. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования. Концепция дополняет и конкретизирует в методологическом, научно- историческом и общепедагогическом аспектах требования ФГОС основного общего и среднего полного общего образования к результатам и условиям образовательной деятельности. Концепция имеет целостный и комплексный характер (учебная программа, учебник, методические пособия, книги для учителя, комплект карт, электронные приложения). Инновационный характер Концепции выражается в постановке и обосновании задачи формирования единого научно- образовательного пространства в Интернете.
В Концепции обоснованы следующие методологически значимые задачи УМК по отечественной истории: создать педагогические условия для получения школьниками прочных знаний по истории России; Сформировать целостное представление об основных этапах развития многонационального Российского государства; Показать историю Росси как неотъемлемую част глобального (мирового) исторического процесса; Раскрыть сущность исторического процесса как совокупность усилий многих поколений россиян. Методологически значимо сформулированное в Концепции понимание истории России как истории всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
В концепции названы актуальные теоретико- методологические, научно-исторические и педагогические подходы, которые необходимо реализовать при подготовке целостной системы школьных учебников: Обеспечить синхронизацию российского исторического процесса с общемировым; Показать историю российской культуры как непрерывный процесс обретения национально идентичности, теснейшим образом связанный с политическим и социально-экономическим развитием страны, который не сводится к перечислению имен и творческих достижений в отдельных областях культурного процесса; Обеспечить непротиворечивость раскрытия исторических событий, при трактовке исторических событий исключить возможность проявления внутренних противоречий; При разработке учебников и пособий для школьников обеспечить ясность смысла, доступность изложения, образность языка, наличие визуального ряда, способствующего восприятию информации
В педагогической практике важнейшей задачей учителя истории является воспитание российской национально-гражданской идентичности каждого школьника, понимаемой как осознание своей принадлежности к сообществу граждан России, приобщение к культуре, историческим традициям российского общества и Российского государства. Национально- гражданская идентичность фиксирует единство интересов индивида с социальной общность. всех граждан России.
Заключение Основные положения Концепции, ее теоретико-методологические основы сформулированы в форме ключевых тезисов (основных положений). Актуальность, теоретическая и практическая значимость Концепции обусловлены ее вкладом в развитие российской системы общего исторического образования, формирование гражданской идентичности подрастающего поколения, обеспечение консолидации и единства российского народа. В плане методологии значимо, что разработчики Концепции опирались на предшествующий опыт исторического образования, накопленный в досоветский, советский и постсоветский периоды российской государственности. Концепция выступает в качестве общественного договора, инструмента проектирования содержания исторического образования, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории.
Авторский коллектив видит основные задачи Концепции в том, чтобы История России рассматривалась как неотъемлемая часть мирового исторического процесса, что предполагает понимание особенностей ее развития, места и роли страны в мировой истории и в современном мире; Были определены требования к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процессе и внеурочной деятельности на всех уровнях общего образования; Были определены базовые ориентиры для формирования содержания основного общего и среднего полного общего образования в целом, особенно социально-гуманитарного, а также для формирования содержания внеурочной и внешкольной деятельности. Таким образом, Концепция представляет собой ключевой документ, в котором намечены ориентиры построения в российской школе современной системы исторического образования.
Список источников и литературы Источники 1. Выступление Президента РФ В.В.Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 г., Москва: Концепция нового УМК по отечественной истории на сайте Российского исторического общества: Литература 1. Вяземский Е.Е.О разработке концепции нового учено-методического комплекса по отечественной истории//Преподавание истории и обществознания в школе. – ; 2. Вяземский Е.Е. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: пособие для учителей общеобраз. организаций/Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. – М.:Просвещение, с