Актуальные вопросы стандартизации электронного документооборота и информационного взаимодействия Ковтуненко Сергей Михайлович Генеральный директор ЗАО «НТЦ ИРМ» тел.: (495) , Загоруйко Александр Евгеньевич Заместитель генерального директора по научной работе ЗАО «НТЦ ИРМ» тел.: (495) , VIII Профессиональный форум «ИнфоДокум Эффективный документооборот в управлении бизнесом», 7-8 декабря 2010 года, г. Москва
2 Параметры развития электронного документооборота С 2011 года вступает в силу федеральный закон 227-ФЗ, устраняющий препятствия для полноценного использования в электронном виде целого ряда документов, юридическая сила которых ранее признавалась только для их бумажной формы К 2015 году 100% государственных услуг должны быть переведены в электронную форму Сводный реестр (в настоящее время): 563 федеральных госуслуг 7512 госуслуг субъектов РФ Нормативная правовая база РФ содержит более 10 тысяч видов документов G G С С B B
3 Изменение парадигмы документа С точки зрения граждан, большую ценность представляют не сами официальные документы, а отраженные в этих документах частные административно-правовые отношения, которые подтверждают тот или иной общественно-правовой статус граждан Если наладить механизм надежного, доступного, экономного и быстрого предоставления по запросам для заявителей юридически значимых электронных выписок из централизованных юридически значимых информационных ресурсов, в которых отражаются те или иные общественно- правовые статусы заявителей (частные административно-правовые отношения), то в пределе, заявителю достаточно на руках иметь только один документ – электронное удостоверение личности, а остальные документы можно получить в электронной форме по запросу Такая конструкция требует, с одной стороны, обеспечения беспрецедентного уровня целостности и согласованности ранее разрозненных ведомственных систем и ресурсов, с другой стороны, требует беспрецедентного уровня информационной безопасности ИТ-систем и инфраструктуры, а также беспрецедентной степени доверия населения этим системам. Таким образом, необходимо на законодательном уровне определить общие принципы, правила и требования к ведению и использованию государственных ресурсов, принять профили государственных стандартов для государственных баз данных, электронных архивов, систем электронного документооборота.
4 Интероперабельность Увеличение возможности для взаимодействия
5 Международные стандарты регулирующие этапы жизненного цикла документа Источник: Европейская спецификация «MoReq2. Типовые требования к управлению официальными электронными документами»
6 Инфраструктуры взаимодействия Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) российский сегмент сети Интернет Расчетная сеть Банка России и российский сегмент сети межбанковского обмена SWIFT Российская инфраструктура пространственных данных (РИПД) инфраструктура открытых ключей электронной подписи (PKI) и др. Для каждой инфраструктуры действует и развивается соответствующий профиль стандартов: для Интернет – стандарты разработанные консорциумом W3C и зарегистрированные как RFC для ИПД – стандарты OGC и стандарты серии ИСО для инфраструктур межпрограммного взаимодействия – стандарты консорциума OASIS и т.д. Для профиль стандартов СМЭВ пока не опубликован
7 Роли государства и консорциумов Для производителей аппаратного и программного обеспечения, имеющих монопольные позиции в том или ином сегменте ИТ-рынка невыгодно полностью соответствовать нормам интероперабельности, так как полная функциональная интероперабельность решений, автоматически, означает их взаимозаменяемость на иные решения. Следовательно, антимонопольные требования должны включать в себя требования по обязательной стандартизации и публичности стандартов, которые полностью описывают решения и услуги, которые потенциальный монополист предлагает обществу Государство не должно стремиться самостоятельно вырабатывать все мыслимые и немыслимые стандарты Государство должно создавать благоприятные правовые условия для работы консорциумов и саморегулируемых организаций по выработке необходимых стандартов Государство должно принуждать монополистов преобразовывать свои корпоративные стандарты в общедоступные стандарты Государство должно содействовать широкому профессионально-общественному согласованию проектов стандартов и оперативно утверждать необходимые стандарты, делать их общедоступными и строго следить за их исполнением, в том числе, через систему государственной и общественно-профессиональной сертификации решений, сертификации услуг и сертификации специалистов Хорошим примером консорциумной работы российских производителей программного обеспечения является стандарт ГОСТ Р «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению», который создан на базе ранее разработанного стандарта Гильдии Управляющих Документацией
8 Требуется федеральный закон – технический регламент В настоящее время государственные стандарты носят рекомендательный характер Закон 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает, что технический регламент может быть принят на уровне федерального закона только в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности В условиях, когда практически все госуслуги будут переведены в электронную юридически значимую форму – общество попадет в сильнейшую зависимость от информационных технологий. При массовом переводе официальных документов в электронный вид, в случае несоответствия общим стандартам взаимодействующих систем, инфраструктур, протоколов и форматов документов – возможно возникновение огромного количества негативных ситуаций, которые могут приводить к частичной или полной утрате юридически значимых ценнейших документов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан, законных прав организаций, общественно значимых баз данных и др. (таких документов как: о собственности, о состоянии здоровья, персональных документов, финансовых документов и пр.) Таким образом, совершенно очевидно, что необходимо принять технический регламент «Требования к юридически значимому информационному взаимодействию и электронному документообороту» и утвердить его на уровне федерального закона Российской Федерации
Спасибо за внимание! Вопросы? VIII Профессиональный форум «ИнфоДокум Эффективный документооборот в управлении бизнесом», 7-8 декабря 2010 года, г. Москва Ковтуненко Сергей Михайлович Генеральный директор ЗАО «НТЦ ИРМ» тел.: (495) , Загоруйко Александр Евгеньевич Заместитель генерального директора по научной работе ЗАО «НТЦ ИРМ» тел.: (495) ,