Творческий отчёт по теме самообразования Системно-деятельностный подход в исследовательской внеурочной деятельности Уколова Зоя Ивановна
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАДАЧИЗАДАЧИ 1Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, способами поиска информации 2Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач; 3Прививать навыки научного труда, работы со словарями, энциклопедиями. 4Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Учить детей оптимально организовывать свою деятельность.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: изучение психолого-педагогической литературы; разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; проектная и исследовательская деятельность; анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся; продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей; планомерное и систематическое совершенствование методов учебно– воспитательного процесса.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Составление рабочей программы по исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС на основе авторской программы…. формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации; повышение качества занятий участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
. ЭТАПЫ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС начального общего образования. Изучение психолого – педагогической литературы: «Развитие исследовательских умений младших школьников» Н.Б.Шумаковой; «Проектирование в начальной школе» М.Ю.Шатиловой; «Технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» Н.Н.Деменевой.
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ. Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Участие в семинарах для учителей начальных классов. Изучение теоретического материала, структуры проектной деятельности. Изучение статей по теме самообразования в журналах «Начальная школа», на школьных сайтах. Прослушивание вебинаров по теме.
ПРАКТИЧЕСКИЙ. Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Создание рабочей программы по исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС. Составление проектов с детьми по исследовательской деятельности. Участие в вебинарах по внеурочной деятельности. Участие в районном конкурсе «Лучший урок с использованием ИКТ.(Составление технологической карты занятия, презентации) Участие в РМО: Мастер –класс «Педагогические приемы для регулятивных умений»
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ. Распространение опыта работы Участие в районном конкурсе «Лучший урок с использованием ИКТ.(Составление технологической карты занятия, презентации) Участие в РМО: Мастер –класс «Педагогические приемы для регулятивных умений Публикации на сайтах «Педсовет», «Инфоурок», «Про школу.ру», «Мультиурок» Оформление папки-отчёта по теме самообразования
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЗУЛЬТАТЫ. « Скажи мне и я забуду Покажи мне, и я запомню Вовлеки меня и я научусь» (Китайская пословица)
Цель: В этом году я поставила цель-научить детей конструировать свои знания, обучать деятельности, оптимально ее организовывать. Задачи: Познакомить детей со словом « проект». Научиться задавать вопросы. Уметь выделять главное и второстепенное. Составлять схему исследования. Составлять рассказ об объекте исследования, пользуясь схемой Защищать исследовательскую работу. Научить находить информацию в различных источниках. Для чего?
Правило «пять П»: - проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта. - проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. - поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации. - продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы. - презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
НАШИ ПРОЕКТЫ
Помощниками учащихся являются учитель, родитель. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета. Каждый проект очень интересен.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Моя роль помочь детям в этом. И я учусь вместе с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Формулу успеха знают многие, дело за малым - познать сам успех. В.И. Лизинский
Заповеди творческой личности, выведенные Полем Вайнцвайгом : Будь хозяином своей судьбы. Достигни успеха в том, что ты любишь. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. Строй свои взаимоотношения с людьми на доверии. Развивай свои творческие способности. Культивируй в себе смелость. Заботься о своем здоровье. Не теряй веру в себя. Старайся мыслить позитивно.