Рузыбаев Егор Университет Низами
Проявление первых этнических факторов связанные с этногенезом Узбек. Исторические этапы в процессе этногенеза узбекского народа. Политическая ситуация и этнический состав Средней Азии в начале XIII века. Образование Чагатайского улуса. Формирования Узбекского литературного языка.
Этническая история узбекского народа непосредственно связана с территорией, где проживали его ранние предки – Средняя Азия, Семиречье, западные области Восточного Туркестана. Эти территории являлись центром культуры и цивилизации человечества, существовавшей на протяжении многих тысячелетий благодаря двум великим рекам: Амударье (Оке) и Сырдарьи (Яксарт)
археологические и антропологические материалы эпохи свидетельствует, что народы центральной части Средней Азии в том числе территории нынешнего Узбекистана, в эту эпоху сформировались путем синтеза пришлых северных, северо-западных и южных племен на местной этнической основе.
Андроновская культура.
На первом этапе сложения новой этнической общности (IX - середина X в.) название предков узбекского народа периодически менялось: тюрки, карлукские тюрки, царские тюрки и др.
На протяжении VIII-X вв. и позднее тюркоязычные народы, наряду со своими этническими названиями, сохранили понятие тюрки, укоренившееся в их сознании со времен Тюркского каганата.
Именно в этот период шло становление единого языка различных тюркских этнических общностей. В его основе были диалекты тюркского языка, двух этнических групп - карлуковв и чигилеи, в языке которых не было различия. Именно карлуков-чигилский диалект лег в основу узбекского языка.
На первом этапе формирования узбекского этноса его основу составило издревле постоянно проживавшее коренное ираноязычное и тюркоязычное население. В этом процессе участвовали кочевые и полукочевые этнические группы. Но в сравнении с местным населением эта часть была относительно небольшой. С течением времени большая часть кочевников перешла к оседлому образу жизни, и смешалась с местным населением.
Он продолжался до середины XI в. В этот период идет формирование единых черт в экономическом и культурном развитии, а также сближение и смешение этнических характеристик и, как следствие этих изменений, происходит становление единого этнического самосознания.
В середине Х века несколько племен (тухси, карлуки, ягмо и др.) Восточного Туркестана, Семиречье и Юга Тянь-Шаня объединились вокруг Буграхана и положили основу государству Караханидов.
В гг. в Мавераннахре установилось господство каракиданей (каракитаев, хитоев) - кочевых племен, пришедших из Манчжурии. Они управляли страной через назначаемых ими правителей (ставленников).
В результате монгольского нашествия во второй половины XIII в. произошли некоторые изменения в этнической структуре общества. В Мавераннахр и соседние области начали переселяться новые тюркоязычные и мон-голоязычные этнические группы
Переселившиеся в Мавераннахр и Хорезм даштикипчакские узбеки оказали определенное влияние на этнический состав населения, ио все же не сумели существенно изменить его структуру, передав лишь свое название. Они были лишь очередным этническим компонентом, влившимся в состав сложившегося узбекского народа. В эти века (XVI-XVII вв.), как и в предыдущие, основу узбекского народа составляло коренное население.
Три группы тюрков-карлуковв (в Семиречье, Фергане и на тибетской границе) со времён Чингиса считались автономными и в этом качестве были включены в племенную систему улуса. К внешним границам державы улус выходил только на юге, где они шли по западному Куньлуню и южным отрогам Памира.карлуковв Ферганетибетской КуньлунюПамира Чагатай предоставил дулатам территорию на юге от Тянь-Шань. Дулаты называли свою территорию Манглай-Субе или Южная сторона.дулатам Тянь-Шань Манглай-Субе
На рубеже XIXII вв. староузбекский язык начал выделяться от древне-тюркского (общего праязыка всех современных тюркских языков) и развивался в течение последующего исторического развития.
Исторически староузбекский язык в различных научных источниках назывался по-разному – «тюрки», «тюркский язык», «чагатайский язык», «чагатайской-тюркский язык», «саратовский язык».
Староузбекский язык считается непосредственным продолжением древ- нетюркского языка и основой современного узбекского языка.
В последующие столетия, когда творили такие писатели-поэты, как Маш-раб, Мунис, Мукими, Фуркат, Завки, Хамза и другие, литературный язык, освобождаясь от книжности и напыщенности, приближается к разговорному, народному языку. Именно этот период считается переходным периодом от Староузбекского литературного языка к современному литературному языку
Современный узбекский литературный язык в диалектном отношении очень неоднороден. В качестве продолжателя староузбекского литературного языка он формируется в первой четверти XX в. из трех языковых диалектов: карлукский, кыпчакский, огузский.
Несмотря на имеющиеся различия все эти диалекты в той или иной степени участвовали в формировании национального, литературного узбекского языка