Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Международный университет «МИТСО» Витебский филиал «Бизнес-процессы в цепи поставок»
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Объектная декомпозиция и процессная декомпозиция цепи поставок. 2. Интеграция бизнес-процессов в цепях поставок. 3. Ключевые и логистические бизнес-процессы. 4. Логистические функции, связанные с операционной деятельностью, с координирующей и интегрирующей деятельностью организации. 5. Логистическая операция как действие (или совокупность действий), связанное с реализацией потоков в рамках существующей цепи поставок. 6. Основные, обеспечивающие процессы и процессы управления.
1. Объектная декомпозиция и процессная декомпозиция цепи поставок. В современной трактовке концепции логистики и управления цепями поставок, базирующейся на использовании общей теории систем, существует два основных подхода к рассмотрению цепи поставок (логистической системы) в разрезе ее структурных составляющих: объектная и процессная декомпозиция. Объектная декомпозиция представляет собой традиционный подход к разложению целостной системы на структурные элементы по функциональному признаку и предполагает разделение цепи поставок (логистической системы) на составляющие: подсистемы, звенья, элементы, каналы, цепи и т. д.
Объектная декомпозиция может осуществляться в двух вариантах: Первый вариант представляет собой разделение на следующие составляющие: логистическая система – подсистема – звено – элемент. Все перечисленные элементы взаимосвязаны между собой по принципу вложенности: каждый последующий элемент является совокупным множеством более мелких составляющих.
Второй вариант объектной декомпозиции цепи поставок представляет собой разделение цепи поставок на такие составляющие: логистическая система – сеть – канал –цепь. Этот вариант объектной декомпозиции является отражением логистической инфраструктуры в разрезе реализации функций управления данной системы. Объектная декомпозиция цепи поставок позволяет также определить структуру (состав, вид) логистической сети, канала, цепи применительно к проблеме формирования цепи поставок или логистической инфраструктуры, как некоторого набора структурных единиц. Процессная декомпозиция представляет собой подход к эффективному управлению цепями поставок, когда цепь поставок (логистическая система) исследуется и проектируется в виде последовательности потоков и процессов. В рамках этого подхода компания рассматривается как система взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение стратегических, тактических или оперативных целей бизнеса, что позволяет решить ряд важнейших задач – от сокращения непроизводственных расходов и оптимизации использования ресурсов до достижения стратегического соответствия требованиям потребителей.
Процессная декомпозиция так же, как и объектная, может строиться в двух вариантах: Первый вариант представляет собой разделение на следующие составляющие: логистическая система – Функциональная область логистики – логистическая функция – логистическая операция.
К функциональным областям логистики в настоящее время относят: логистику снабжения; логистику производства; логистику распределения; реверсивную логистику (логистику возвратных потоков). Второй вариант процессной декомпозиции представляет собой разделение цепи поставок на следующие составляющие: цепь поставок – ключевой бизнес- процесс – логистический бизнес-процесс – логистическая функция – логистическая операция. На сегодняшний момент процессная декомпозиция является более прогрессивным инструментом управления цепями поставок по сравнению с объектной декомпозицией, т.к. направлена на достижение стратегических, тактических и оперативных целей, заданных в системе взаимосвязанных бизнес-процессов.
2. Интеграция бизнес-процессов в цепях поставок. интеграция - это процесс взаимодействия участников цепи поставок, направленный на достижение общих целей путем расширения и углубления хозяйственных связей, при совместном использовании ресурсов, объединении капиталов и создании благоприятных партнерских отношений для осуществления совместной предпринимательской деятельности. Виды интеграции: -внутренняя; -внешняя. Под внутренней интеграцией понимают совокупность логистических процессов, протекающих в рамках фокусной компании. Цель применения интегрированного подхода в логистике заключается в объединении различных функциональных областей и их участников при создании единой логистической системы. внешняя интеграция – это объединение различных функциональных областей логистики и их участников, которое дополняет взаимодействие фокусной компании с бизнес-партнерами – поставщиками сырья и материалов, покупателями готовой продукции и различными посредниками.
Одним из способов организации такого сотрудничества являются стратегические союзы, которые предполагают формирование отношений между партнерами на основе долгосрочных обязательств, гарантирующих взаимную выгоду. Разновидность стратегических союзов – партнерство в поставках. Участники цепи поставок сами могут определять количество и состав необходимых для достижения коммерческих результатов бизнес-процессов. Однако реальная интеграция бизнес-процессов достигается лишь тогда, когда выстраиваются ключевые бизнес-процессы от конечных потребителей до начальных поставщиков (поставщиков первого уровня) при соблюдении следующих целевых установок: 1. управлять взаимоотношениями с поставщиками таким образом, чтобы удовлетворить собственные потребности в сырье и материалах, необходимых для непрерывного функционирования технологического и (или) коммерческого процессов; 2. контролировать производственную и логистическую мощность для оперативного реагирования на изменяющуюся рыночную конъюнктуру; 3. управлять запросами потребителей с целью непрерывного улучшения их обслуживания; 4. выполнять 100% заказов своевременно и с минимальным количеством просчетов; 5. минимизировать время доведения продукта до состояния коммерческого использования.
3. Ключевые и логистические бизнес-процессы. Ключевые бизнес-процессы – это процессы текущей деятельности компании, переводящие ресурсы компании в результат. модель Дж. Стока и Д. Ламберта: управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес- процессов, рассматриваемых содержательно с учетом их управляемости и организации управления цепями поставок: 1)взаимоотношения с потребителями; 2)обслуживание потребителей; 3)формирование спроса; 4)исполнение заказов потребителей; 5)производство или обслуживание; 6)снабжение; 7)разработка продукта рыночной новизны и доведение до коммерческого использования; 8)утилизация и возвратные поставки. Логистическим бизнес-процессом называется взаимосвязанная совокупность логистических операций и функций, в процессе реализации которых достигается заданный логистической стратегией фирмы результат.
4. Логистические функции, связанные с операционной деятельностью, с координирующей и интегрирующей деятельностью организации. Под логистической функцией понимается обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности управления потоковыми процессами при реализации логистических целей фирмы. Все логистические функции можно разделить: 1)функции, связанные с операционной деятельностью; 2)связанные с координирующей и интегрирующей деятельностью организации. 1.Функции, связанные с операционной деятельностью: Транспортировка Складирование и грузопереработка Упаковывание Управление возвратом и утилизация Управление поставками запасных частей и материалов для обслуживания основных фондов Таможенное оформление грузов (при осуществлении ВЭД) Информационно-компьютерная поддержка
2)Функции, связанные с координирующей и интегрирующей деятельностью организации: Функции по управлению запасами По управлению циклом выполнения заказа Управлению логистическими рисками Поддержание стандартов качества логистического сервиса и др. 5. Логистическая операция как действие (или совокупность действий), связанное с реализацией потоков в рамках существующей цепи поставок. Под логистической операцией понимается любое действие (или совокупность действий), связанное с реализацией основных (сопутствующих) потоков в рамках существующей цепи поставок.
6. Основные, обеспечивающие процессы и процессы управления Основные бизнес-процессы – это процессы текущей ̆ деятельности компании, результатом которых является производство выходов, требуемых внешним клиентом; Вспомогательные бизнес-процессы обеспечивают существование основных Процессов; Обеспечивающие бизнес-процессы процессы, предназначенные для жизнеобеспечения всех остальных БП и ориентированные на поддержку их универсальных черт. На предприятиях любой отрасли это процесс финансового обеспечения деятельности, процесс кадрового обеспечения, инженерно- технического обеспечения и т. п. Более простая классификация бизнес-процессов состоит из следующих типов: управляющие процессы; основные процессы; вспомогательные процессы.
При этом, чтобы не путаться в определениях, проще показать, как эти две классификации соотносятся между собой: Хотелось бы сразу подчеркнуть, что эти процессы можно классифицировать не только таким образом. Основные процессы мы выделяем исходя из результата, ценного для потребителя. Вспомогательные процессы мы выделяем по ресурсу, которым они снабжают компанию Управляющие процессы мы выделяем по объекту, над которым осуществляется управляющее воздействие.