Этапы коррекционной работы при открытой ринолалии Выполнили: студентки группы 242/1 Никифорова Д. С. Шабрамова М. К. Деппершмидт С. П.
1. Устранение последствий операции и осторожная активизация работы мягкого неба; 2. Дифференциация ротового и носового дыхания; 3. Развитие орального праксиса; 4. Развитие фонематического слуха; 5. Повторение и закрепление артикуляции гласных и согласных звуков при диафрагмальном дыхании (постановка, автоматизация и дифференциация).
Поперечном, вдоль границы твёрдого и мягкого нёба: подушечкой большого пальца поглаживать линию шва вправо-влево вдоль границы твёрдого и мягкого нёба. Продольном, по линии операционного шва: подушечкой большого пальца поглаживать по всей поверхности твёрдого нёба в направлении от альвеол к мягкому нёбу вперёд-назад (до границы твёрдого и мягкого нёба).
по вышеназванным направлениям делаются точечные (надавливающие) движения, которые чередуются с поглаживающими; растирание (с применением определённой силы давления на массируемую область подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем; движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях); разминание (движение в области отдельных мышечных групп максимально активизирует работу мышц, состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании тканей); вибрация (одним или двумя пальцами осуществляются колебательные движения разной амплитуды).
вызывание рефлекторного сокращения мышц задней стенки глотки и мягкого нёба с помощью шпателя, которым трогают корень языка; полоскание горла маленькими порциями тёплой воды; питьё воды маленькими глотками или имитация глотательных движений (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в приподнятом положении); имитация жевания, позёвывания (вслед за учителем-логопедом); упражнение «Пожуём грушу» (для массажа языка и активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта); многократное произношение гласных [а], [э] (медленно, беззвучно; на твёрдой атаке голоса).
логопед кладёт руку на лоб ребёнку и просит опустить голову вниз: ребёнок опускает голову вниз с преодолением сопротивления; логопед держит руку на затылке ребёнка и просит запрокинуть голову назад: ребёнок запрокидывает голову с преодолением сопротивления; учитель-логопед, расположив руку под челюстью ребёнка, просит его открыть рот: ребёнок открывает рот с преодолением сопротивления (одна рука взрослого придерживает голову ребёнка в области затылка, ладонь другой руки под подбородком); ребёнку предлагается высунуть язык, а затем постараться втянуть его внутрь: учитель-логопед пытается удержать язык ребёнка вне полости рта (большим и указательным пальцами, завёрнутыми в тканевую салфетку/платок).
1. Произношение слогов на одном выдохе. Используется приём наращивания слогов: слоги с одним согласным звуком, во-первых, с одинаковыми гласными, во-вторых, с разными гласными (с постепенным увеличением количества слогов). 2. Произношение на одном выдохе слов, словосочетаний и предложений. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывается постепенно (например, в течение недели). 3. Наращивание слов в предложении и отработка в спокойном плавном темпе длительного и равномерного распределения выдоха.
При автоматизации звука не рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяжного произношения поставленного звука. Необходима координация фонации, дыхания, артикуляции автоматизируемы х согласных звуков.
Важно использовать для автоматизации звуков ограниченный речевой материал, который способствует закреплению имеющихся у детей произносительных навыков На каждом занятии по автоматизации рекомендуется отрабатывать по три новых слова, одному словосочетанию и одному предложению Вся работа по коррекции нарушенного звукопроизношения строится на основе развития фонематического слуха
Пение гласных [а], [о], потом остальных изолированно и в сочетаниях гласных Пение сочетаний согласных с гласными (ма мо му му мы мамам момме и т. д.) Счёт с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса Инсценировка доступных сказок, стихотворений («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т. п.); Пение песен эмоционально окрашенных, пробуждающих у ребёнка положительные эмоции, радостное, приподнятое настроение
Речь нормальная и близкая к норме (сформировано звукопроизношение и устранена назализация); Значительное улучшение речи (сформировано звукопроизношение, имеется умеренная назализация); Улучшение речи (сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация); Речь без улучшения (не сформирована артикуляция звуков, сохраняется гиперназализация).
Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи Эмоциональная поддержка детей Грамотное общение родителей с ребёнком Нет необходимости ставить их в разряд больных детей и ожидать только срока оперативного лечения Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним