Либерализм возник в Европе в XVII-XIX веках в процессе борьбы буржуазии с феодальным монархическим абсолютизмом. По мере развития культуры, общество стало сомневаться, что абсолютные монархи имеют божественное право управлять всей жизнью общества и передавать это право по наследству.
У ее истоков стоял Адам Смит( ). Согласно его взглядам, трудовая деятельность – главный источник общественного богатства, которое растёт по мере повышения производительности труда. Смит считал что государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь.
Сторонники либеральных взглядов приветствовали предпринимательскую инициативу. Они выступали против политически абсолютистских государств, убеждая сограждан, что высокие пошлины и налоги, правительственные монополии служат выкачиванию средств на увеселение знати.
Идеи А. Смита поддержал и распространил на сферу политически х отношений английский идеолог либерализма Иеремия Бентам( )
Он доказывал, что наибольшую социальную значимость имеют те люди, которые приносят максимум пользы обществу. Это прежде всего организаторы производства, создающие новые рабочие места.
Бентам и его последователи получили название «утилитарист ы». Они выступали за предоставлен ие избирательных прав первую очередь предпринимателям, а не крупным землевладельцам.
Отрицательно либералы относились к идее всеобщего, равного избирательного права, пологая, что оно приведёт к установлению охлократии(Власти толпы)
Английский банкир Давид Рикардо( ) полагал, что источник наиболее острых проблем – сохраняющиеся преграды на пути развития свободной торговли и предпринимательства.
Рикардо утверждал, что богатство страны не уменьшиться если заработная плата рабочих возрастёт. В условиях рыночной экономики ее рост возможен в пределах того минимума, который необходим для нормального воспроизводства рабочей силы.
Клод Анри Сен- Симон считал, что продолжение традиций Великой Французкой революции позволит в полном объёме реализовать идеалы равенства и братства.
Рост общественного богатства не только позволит решить проблему бедности, но и вызовет в жизни новую мораль, основанную на христианских представлениях и всеобщем братстве.