Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016
Заключение 4 Введение 1 Микросоциологические подходы 2 Социальные роли и группы 3 Литература 5
История образования насчитывает многие тысячелетия. Социология как особый способ осмысления жизни общества существует неполные двести лет и социологи не могли непосредственно изучать давние формы образовательной деятельности. Однако приемы социологического понимания образования легче изучать на исторических примерах ранних, соответственно, более простых стадий существования образования. Дело еще и в том, что каждая последующая стадия развития образования, как, впрочем, и любого другого общественного института, сохраняет в себе многое из стадий предшествующих.
Возникают на стыке предметных областей (психологии, культуры, педагогики). На микроуровне социология образования должна изучать образовательные процессы, взаимодействия учителей и учеников, преподавателей и студентов, то есть социальное взаимодействие различных социальных субъектов в учебных группах.
Принципы: 1. Человека нет, если нет общества 2. Смысл его жизни не может быть сформирован без участия другого (цели и намерения, идея значимости, понятие причинности) 3. Основу личности человека составляет не он сам или общество, а социальная индивидуальность 4. Индивиды оказывают влияние на ситуации, события в зависимости от значения, которое они в них вкладывают; Цель: раскрыть влияние на образование общественного класса, расы, пола через их неформальную культуру (систему символов, выражающих социальные ситуации, действия и намерения)
Воспитать человека как субъекта поступка, как творца собственной жизни; Опираясь на индивидуальность, помочь человеку приобрести ответственный опыт свободного поведения; Используя индивидуальный жизненный генезис человека, помочь ему развить свои личностные качества (воображение, память, интеллект и волю); Выяснить как формирует и осуществляет духовный и телесный проект саморазвития тот или иной индивид и какое место в нем занимает учитель; Выяснить как происходит развитие личности в многообразии культур. Цель: конституировать (определить) индивидуализированные смыслы и значения в процессе учебной деятельности. Задача образования – помочь человеку выработать свою собственную позицию в жизни.
Цель: Выявить методы объяснения – наделения смыслом ситуаций и действий; Обнаружить скрытые смыслы (вербальные и невербальные) в повседневных ситуациях, поступках и коммуникациях и связать их с контекстом; Понять, как люди конструируют свой повседневный мир, используя; Понятия «предмет» (мир взаимодействия) и «ресурс «(то, что люди используют для придания смысла взаимодействию). При этом социолог должен уметь различать свои ресурсы и ресурсы актёров; Каждое взаимодействие – уникальное событие. Язык имеет важнейшее значение.
Для микросоциологического рассмотрения образования, кроме пары социальных ролей – родители и педагоги, учителя, - весьма существенны и роли тех, кто организует образовательный процесс, кто контролирует его результаты, кто определяет объемы и условия выделения ресурсов для функционирования и развития образовательных учреждений.
Дальнейшие различные качественные изменения в социальных отношениях по поводу образовательной деятельности в различных сообществах можно описывать по общей схеме: Ситуация, сделавшая необходимыми изменения; Ситуация, сделавшая необходимыми изменения; Движущие социальные силы (субъекты/агенты, акторы/, группы) изменений; Движущие социальные силы (субъекты/агенты, акторы/, группы) изменений; Новые социальные взаимоотношения прежних и новых социальных групп. Новые социальные взаимоотношения прежних и новых социальных групп.
К микроуровневым исследованиям относится и изучение коллективов образовательных учреждений. Социологический анализ в этом случае так же выделяет в коллективе и окружающей его социальной среде различия интересов групп, соответствующих им социальных норм, ролей и статусов. Институциональные цели создания большинства учебных коллективов делают преобладающими темами их изучения проблемы разделения труда, оценки его результатов, воспроизводства коллектива как целостности при противоречивости и неравномерности изменений интересов его участников.
Микросоциология позволяет увидеть возможности эффективного применения социологии к большей части задач, которые могут возникнуть в практике работы на уровне образовательного учреждения или его части.
А.А. Вейхер «Социология образования»; Куренкова Р. «Феноменология образования»; Ярская В. «Социология образования».