Рождество Христово праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно.
«Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим» св. Ириней Лионский.
Основными источниками иконографии Рождества Христова являются Евангелые и церковное предание. Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова можно увидеть в катакомбах древнего Рима и на христианских саркофагах, которые относят к IV веку. Иконография праздника относится к много сюжетному типу – на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.
Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI – VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века.
Композицией мы называем каноническим изображением праздника. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас пог ради родится Отроча Младо, Превечный Бог».
Андрей Рублев. Рождество Христово
Как понять икону? ?
Композиция в иконе Она хорошо известна: в центре пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним Богоматерь, тут же животные: вол и ослик, над пещерой звезда.
Вокруг дополнительные сюжеты Благоговейно сосредоточенный Иосиф, волхвы с дарами, пастыри и ангелы, славящие Господа, омовение Младенца.
Икона должна помогать верующему человеку в его духовной рапогте… Таким образом, в канонической иконографии Рождества Христова отчетливо выражено литургическое значение образа. И при взгляде на подобный образ во время поггослужения особенно вдохновенно поются в верующем сердце радостные рождественские песнопения.
Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) – месте, где, согласно Евангелыю, и родился Господь. Луч Вифлеемской звезды нисходит на Них сверху, указывая «великую благочестия тайну – Бог явился во плоти» Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного.
Волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы – здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды. …перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары – золото, ладан и смирну.
В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. « Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великие ради славы Твоея. »
Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере. «Когда Ангелы отошли от них на непог, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь». Лк.2;15
В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа. Сразу после рождения всех младенцев омывают водой. Вот и здесь мы видим чашу с водой-купель, в которой омыли Младенца Христа. Эта сцена вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Почему Младенец изображён на иконе два раза? Икона указывает на две Его природы: Божественную и человеческую.
Искушение (смущение) Иосифа Обручника. В правом нижнем углу мы видим его сидящим и погружённым в размышления. Он не входит в центральную группу с Младенцем и Его Матерью – он не является отцом и подчёркнуто отдалён от Неё. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения, дурной помысел, по поводу происходящего.
Дурной помысел, всеваемый дьяволом… Значение Праздника как «воссоздания» придаёт особый глупогкий смысл присутствию диавола и его роли как искусителя. Здесь икона, основываясь на Предании, передаёт также и содержание некоторых поггослужебных текстов, в которых говорится о сомнениях Иосифа и его смутном внутреннем состоянии. Последнее выражается на иконе его горестной позой и подчёркивается чёрным пятном пещеры, на фоне которой иногда изображается Иосиф. Предание, передаваемое также апокрифами, повествует о том, как диавол, искушая Иосифа, говорил ему: «как из этой сухой палки не м.б. листвы, так у Девы не м.б. потомства». И тотчас палка процвела. Аргумент диавола: «это невозможно, потому что противоречит законам природы»
Преодоление искушения-молитва к Богу! Как же Иосиф преодолел своё смущение? Он молился и явился ему Ангел. И сказал: не погйся принять Марию, Рождённое Ею Дитя – плод духа Святого – Спасителя мира.
Рождество в красках Икона Рождества написана яркими красками. Это всё творение ликует о родившемся Христе. И на горках, как ступенечках, ведущих к небу, мы видим яркие блики Божественного света, озарившего вселенную, ведь Христос – Солнце правды, Свет, просвещающий мир.
Тропарь, глас 4: Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем пог звездам служащие, звездою учахуся, Тебе кланяться Солнцу правды, и Тебе ведете с высоты Востока: Господи слава Тебе. Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ипог во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!
Кондак, глас 3: Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангелы с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас пог ради родится Oтроча младо, Превечный Бог. Дева сегодня рождает Высшего сущности и земля приносит пещеру Неприступному; ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездою; ипог ради нас родился юный Отрок, Превечный Бог.
Основной смысл иконографии Изображения наглядно свидетельствуют о тайне воплощения Слова Божия, которая и есть тайна человеческой истории, ее смысл. Он в том, что приходит новый Адам предвечное Слово Божие, и жизнь человечества приобретает смысл в соединении с Ним и в познании тайны бытия, как тайны погжественной любви.
Цель воплощения: Соединить нас с Богом О цели пришествия Сына Божия в мир образно и ярко говорит притча о заблудшей овце. Добрый пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы отыскать свою заблудшую овцу – погибающий в грехах человеческий род. Христос стал человеком не только для того, чтобы научить нас истине или дать добрый пример, но, главным образом, для того, чтобы нас соединить с Сопогю – приобщить нашу поврежденную и нравственно истощенную природу к Своему Естеству и этим влить в нас животворящую струю Своей Божественной силы. С Его пришествием в мир целью нашего существования стало не только переселение в лучшие условия райской жизни, но полное возрождение и преображение нашего существа силой всемогущего Бога.
Ранние изображения Рождества Христова …встречаются в катакомбах и на саркофагах. В них используются уже сложившиеся в античном искусстве типы изображения роженицы, пастухов, вола и осла, яслей. В катакомбах св. Себастьяна изображаются спеленутый Младенец, вол и осел, а рядом Богоматерь в образе молодой женщины в тунике и со свопогдно падающими на плечи волосами.