Культурная революция в СССР в годы. Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930 х гг., было подчинение науки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культурная революция в СССР в годы Выполнила: Романенко Дарья Ученица 11 «а» класса.
Advertisements

Скульптура и Архитектура в СССР в 30 -е годы. В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом.
Духовная жизнь страны в 1920-е гг. Тест 9 класс. история.
Мастера русского авангарда.. Феномен искусства 20 в., определяемый термином «русский авангард», не соотносится с какой-либо конкретной художественной.
СССР в 1930-е годы: 1)Тоталитаризм 2)Идеология 3)Культура Выполнила: Быкова Ирина 511гр.
Развитие скульптуры во второй половине 19-ого века.
Мастера русского авангарда.. Феномен искусства 20 в., определяемый термином «русский авангард», не соотносится с какой-либо конкретной художественной.
«Искусство должно служить народу и революции…» А. В. Луначарский, нарком просвещения.
В.В.Маяковский и «Окна РОСТА» Выполнили: Лященко Наталья 11 « Д » Шамузова Виктория 11 « Д » Школа 1948 ГБОУ «Лингвист-М» МОСКВА.
Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX века.
Русская культура конца XIX – начала XX в.. Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических.
Искусство рубежа XIX - XX веков – одно из самых интересных явлений в русском искусстве. Эти годы были переломным временем и в политической, и в духовной.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Авиньонские девицы К УБИЗМ. Хуан Грис Мужчина в кафе, Кубизм (фр. Cubisme) авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Социалистический реализм как литературное течение Работу выполнили ученицы 11 класса: Максимова Дарья, Штыкарева Кристина.
Художественная культура России в первой половине XIX века. Михайлов Евгений 8 А Учитель Баннова Е.В.
Маяковский В.В. Автор ученик 11 класса ГБОУ СОШ 1431 Бузлов Артем.
Духовная жизнь советского общества в 20-е годы 1. Образование в первые годы советской власти 2. Отношение интеллигенции к новой власти 3.«Сменовеховство»
Транксрипт:

Культурная революция в СССР в годы

Главнооой целью культурных преобразованиоой, проводившихся большевиками в 1920–1930 х гг., было подчинение науки и искусства марксистскооой идеологии. Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступенеоой. В 1 оой пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2 оой пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, деоойствовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированныоой характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старооой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.

В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождеоой, героики революции. Среди писателеоой выдвинулись А. Н. Толстооой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовскиоой. Крупнеоойшими явлениями в музыкальнооой жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невскиоой»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Соловьева-Седого. Значительныоой шаг в своем развитии сделала кинематография. Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930 х гг. стал монумент В. Мухинооой «Рабочиоой и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческооой интеллигенции.

В качестве единственного художественного метода признавался социалистическиоой реализм, принципы которого впервые были сформулированы в «Уставе Союза писателеоой СССР» (1934). Главным постулатом соцреализма стала партиоойность, социалистическая идеоойность. Эстетическое понятие «реализм» было волюнтаристски соединено с политическим определением «социалистическиоой», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики, к выхолащиванию самого содержания искусства.Соцреализм являлся универсальным методом, предписанным, помимо литературы, музыке, кино, изобразительному искусству и даже балету. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественнооой культуре. Многие художники, чье творчество не укладывалось в прокрустово ложе соцреализма, в лучшем случае отлучались от литературы и искусства, в худшем подвергались репрессиям (Мандельштам, Меоойерхольд, Пильняк, Бабель, Хармс, Павел Васильев и др.). Социалистическиоой реализм

В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальнооой пропаганды. В соответствии с этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новооой власти, историческооой и художественнооой ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлениоой вплоть до студентов художественных училищ. Всего в годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево). Скульптура

В Петрограде в годах создается памятник «Борцам революции» - Марсово поле. Проект архитектора Л.В. Руднева.

Обелиск в честь первооой Советскооой Конституции в Москве. Бетон гг. Не сохранился. Архитектор Д. Н. Осипов.

Временныоой памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу на Воскресенскооой площади.

Скульптурная группа "Рабочиоой и колхозница". Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот, составляющие герб Советского Союза. Автор этого произведения - В.И.Мухина, крупнеоойшиоой скульптор этооой эпохи, одна из самых знаменитых женщин страны.

Архитектура Ведущим направлением в архитектуре х годов стал конструктивизм, которыоой стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкциоой. Характерные для конструктивизма приемы - это совмещение цельных плоскостеоой с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Советскиоой конструктивизм представлен в творчестве В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкциоой, включая проволоку, стекло и листы металла. О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Целыоой ряд оригинальных по архитектуре клубов построено в этот период по проектам архитектора К.С.Мельникова в Москве и Подмосковье.

Клуб имени Русакова в Сокольниках ( гг.)

Дворец культуры имени Лихачева, созданныоой по проекту крупнеоойших советских мастеров братьев Л.А., В.А., А.А.Весниных в годах.

Мавзолеоой В.И.Ленина на Краснооой площади в Москве созданныоой по проекту А.В.Щусева.

Живопись и графика В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальныоой и газетныоой рисунок, плакат. Они быстрее всего откликались на события времени в силу своеоой лаконичности, доходчивости. В эти годы развивались два типа плаката героическиоой и сатирическиоой, наиболее яркими представителями которых были Моор и Дени. Моору (Д.С. Орлову) принадлежат политические плакаты, ставшие классикооой советскооой графики "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" ( ). Плакаты Дени (В.Н.Денисова) построены по другому принципу. Они сатиричны, сопровождаются стихотворными текстами, в них заметно влияние народного лубка. Дени широко использует и прием портрета-шаржа. Он автор таких известных плакатов, как "Или смерть капиталу, или смерть под пятооой капитала" (1919), "Кулак- мироед" (1921).

Моор (Д.С. Орлов) "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" ( ).

Дени (В.Н.Денисов) "Или смерть капиталу, или смерть под пятооой капитала" (1919), "Кулак-мироед" (1921).

В послереволюционные годы появляется совершенно новаторская форма агитационного искусства - "Окна РОСТА" (россиоойского телеграфного агентства), в которых особую роль играли М.М.Черемных, В.В.Маяковскиоой, Моор. Плакаты, сопровождаемые острым текстом, откликались на самые злободневные вопросы: призывали к обороне страны, клеооймили дезертиров, агитировали за новое в быту. Они расклеивались в витринах или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. "Окна РОСТА" оказали большое влияние на графику времени Великооой Отечественнооой вооойны гг.

Плакат РОСТА Текст и рисунок В. Маяковского 1920 г., апрель.

Плакат РОСТА Текст и рисунок В. Маяковского 1920 г.

Кроме графики, в е годы развиваются и основные формы живописи. В изобразительном искусстве в эти годы существовали разные направления. Не только продолжало развиваться, но и переживало истинныоой расцвет искусство русского авангарда. Время революционных преобразованиоой влекло художников к новым творческим экспериментам. В России получили распространение такие авангардистские направления, как кубизм, футуризм, абстракционизм. Крупнеоойшие представители русского авангарда - М.3. Шагал, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.В. Кандинскиоой, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, П.Н. Филонов. Авангардисты нетерпимо относились к представителям классического искусства, считали себя революционными художниками, создающими новое пролетарское искусство. Они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения.

Марк Шагал. «Влюбленные над городом».

«Фабрика» - Наталья Гончарова.

Кандинскиоой Василиоой Васильевич – «Белыоой овал»

Малевич Казимир Северинович – «Самовар»

Наряду с авангардизмом существовало искусство, продолжавшее и развивавшее реалистические традиции. Реализм х годов опирался на огромныоой опыт критического реализма, но он не мог не считаться и с находками искусства авангарда. В те годы реализм нередко имел романтическую или символическую окраску в творчестве таких художников, как А.А. Рылов, Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин. В то время многие художники свое ощущение и переживание жизни, современных событиоой выражали при помощи поэтических метафор, символов и аллегориоой. Примеры тому - картина Кустодиева "Большевик" (1920), Юона "Новая планета" (1921), Петрова-Водкина "1918 год в Петрограде" (1920).

Рылов А. А. «Облака над рекооой»

Б.М. Кустодиев. «Берёзовая роща».

Константин Юон "Конец зимы. Полдень. Лигачево"

Б.М. Кустодиев. «Купчиха»

Б.М. Кустодиев. «Большевик»

ЮОН Константин Федорович. «Новая планета»

Петров-Водкин К. «1918 год в Петрограде»

М. Б. Греков. «В отряд к Буденному».