ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Проект – это определенный процесс для достижения определённых целей и решения конкретной бизнес-задачи. Управление проектами – это деятельность, направленная на достижение поставленных задач, реализацию определённых планов, используя имеющиеся ресурсы – время, капитал, людей. Процесс – это совокупность действий, приносящая результат. Процессы управления проектами определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения.
ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ Процессы инициации Процессы планирования Процессы исполнения Процессы анализа и контроля Процессы управления Процессы завершения
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА Жизненный цикл проекта – полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности всеми исполнителями проекта. Таким образом, жизненный цикл проекта охватывает все стадии его воплощения – от появления замысла, проведения НИОКР, подготовки производства и непосредственного производства продукции до её реализации. В него могут входить послепродажное обслуживание, эксплуатация, а иногда и утилизация продукта. Работу проекта характеризуют следующие показатели: · вид, если работа (мощности, на которых она выполняется, специалисты) является дефицитной; · сроки (продолжительность) выполнения; · объем в стоимостном и натуральном выражении; · необходимые ресурсы (финансовые, трудовые, материальные, производственные); · заказчик (он же, как правило, инвестор), финансирующий работу; · исполнитель (и).
ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ГРУППЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (согласно стандарту PMBOK GUIDE): 1. Инициации проекта; 2. Планирования; 3. Организации исполнения; 4. Контроля исполнения; 5. Завершения проекта. Процесс инициации Завершающие процессы Процессы мониторинга и управления Процессы планирования Процессы исполнения
ИНИЦИАЦИЯ ПРОЕКТА Инициация проекта – процесс управления проектом, результатом которого является авторизация и санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла. Инициация проекта включает следующие процедуры: Разработка концепции проекта: Анализ проблемы и потребности в проекте; Сбор исходных данных; Определение целей и задач проекта; Рассмотрение альтернативных вариантов проекта. Рассмотрение и утверждение концепции. Принятие решения о начале проекта: Определение и назначение менеджера проекта; Принятие решения об обеспечении ресурсами выполнения первой фазы проекта.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА Планирование проекта – непрерывный процесс, направленный на определение и согласование наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом всех факторов его реализации. Планирование проекта включает процедуры: Планирование целей и содержания проекта Календарное планирование работ проекта Планирование затрат и финансирования проекта Планирование качества Организационное планирование Планирование коммуникаций Планирование управления рисками Планирование контрактов Разработку сводного плана проекта. При этом очень важно не забывать, что по ходу реализации проекта, происходит уточнение и более четкая детализация планов, а также возможно перепланирование проекта. Результат этапа планирования План проекта
ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА Организация исполнения проекта – процесс обеспечения реализации плана проекта путем организации выполнения включенных в него работ и координации исполнителей. Организация исполнения включает следующие процедуры: Распределение функциональных обязанностей и ответственности Постановку системы отчетности Организацию контроля выполнения расписания проекта Организацию контроля затрат по проекту Организацию контроля качества Оперативное управление мерами по снижению и предотвращению рисков Управление командой проекта Распределение информации в проекте Подготовку и заключение контрактов Управление изменениями в проекте В ходе процессов организации исполнения менеджеру проекта сильно потребуются лидерские навыки, умение решать проблемы и разрешать конфликты.
КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА Контроль исполнения проекта - процесс сравнения показателей плановых и фактических показателей выполнения проекта, анализ отклонений и их причин, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, решений о корректирующих действиях для ликвидации нежелательных отклонений. Контроль проекта включает следующие процедуры: Сбор отчетности о ходе работ по проекту Анализ текущего состояния проекта относительно основных базовых показателей (результаты, стоимость, время) Прогнозирование достижения целей проекта Подготовку и анализ последствий корректирующих воздействий Принятие решений о воздействиях и изменениях
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА Завершение проекта – процесс формального окончания работ и закрытия всего проекта. Завершение проекта включает следующие процедуры: Сдача результатов проекта Заказчику; Заключительная оценка финансовой ситуации (постпроектный отчет); Заключительный отчет по проекту и проектная документация; Список открытых вопросов и заключительных работ; Разрешение всех спорных вопросов Роспуск команды проекта Документирование и анализ опыта выполнения данного проекта. В рамках данных процессов производится архивация основных управленческих и содержательных проектных документов для последующего использования при реализации других проектов.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА Организационная структура - совокупность элементов организации (должностей и структурных подразделений) и связей между ними.
ВЫДЕЛЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОЕКТАМ
ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
«ДВОЙСТВЕННАЯ» (DUAL) ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
«СЛОЖНЫЕ» ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
ДИВИЗИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!