Конституционные основы местного самоуправления в РФ
Вопросы темы: 1. Особенности российской модели местного самоуправления 2. Конституция РФ о МС 3. Территориальная основа МС 4. Органическая основа МС 5. Экономическая основа МС 6. Ответственность ОМС 7. Позиции КС РФ о сущности и системе МС в РФ
1. Особенности российской модели МС Источник: ФЗ от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Понятие МС (ст. 3 ФЗ 131): - форма осуществления народом своей власти -обеспечивающая в пределах, установленных КРФ и законами -самостоятельное и под свою ответственность решение населением -непосредственно и (или) через органы местного самоуправления -вопросов местного значения -исходя из интересов населения -с учетом исторических и иных местных традиций Ключевой вопрос функционирования МС – его соотношение с государственной властью (ст. 12 КРФ).ст. 12 КРФ В чем выражается: а) границы самостоятельности, б) сотрудничество, в) гос.контроль, г) гос.функции...
2. Конституция РФ о МС Глава 8 КРФ Глава 8 КРФ «Местное самоуправление» + политическая основа (ст. 12 и ст. 130) + территориальная (ст. 131) + органическая (ст. 131, 132.2) + экономическая (ст ) + гарантии МС в РФ (ст. 133)
3. Территориальная основа МС в РФ КРФ в ст. 131: «МС осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций». ФЗ131 учреждает два основных уровня терр. организации МС: 1) сельские и городские поселения 2) муниципальные районы и городские округа + внутригородские территории ГФЗ + «территории внутригородских районов» Критерии формирования МО: … Границы МО: … Статистика МО: 20,5 + 2,5 = 23 тыс. (+ Крым?)
4. Органическая основа МС в РФ. Иные формы местной самоорганизации граждан Структуру ОМС составляют: 1)представительный орган МО 2)глава МО 3)местная администрация 4)контрольно-счетный орган МО 5)иные органы и выборные ДЛ местного самоуправления -ИКМО -проч. Специфика формирования ОМС: - «образуются населением самостоятельно» - вариативность
Представительный орган МО Порядок формирования: а) прямые выборы (для 1 и 2 уровня), б) косвенные выборы (а – для 2 уровня, б - по ЗСРФ) Полномочия Правотворческий процесс Глава муниципального образования Понятие: глава МО = ВДЛ МО Порядок формирования: а) прямые выборы, б) косвенные-1 (из своего сост.), в) косвенные-2 (канд. от конг.комиссии) Особенности конгурса по избранию главы МО («косв-2») Полномочия. Контроль и ответственность. Местная администрация Понятие. Структура. Руководство. Глава местной администрации: по должности глава МО, либо через конгурс и контракт (см.)см.)
Иные формы местной самоорганизации: ФНД, ТОС Формы НД на уровне МС: -импер.: референдум, выборы, отзыв, сход -консульт.: правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания граждан, конференции граждан, опрос граждан, петиции Институт ТОС (территориальное общественное самоуправление): -понятие -особенности статуса: …
Межмуниципальное сотрудничество Уровни: региональный, федеральный, общеевропейский. 1) Уровень СРФ: Совет МО СРФ 2) Уровень РФ: Единое общероссийское объединение МО 3) Уровень СЕ: Представительство РФ в Конгрессе местных и региональных властей Европы
5. Экономическая основа МС Ст. 132 КРФ «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы…» Бюджет МО: … База для «экономической основы» МС: 1) Налоговые поступления: местные налоги (см. обеспеченность) и отчисления от федеральных налогов см. обеспеченность 2) Муниципальная собственность, мун.хозяйствование 3) Государственная поддержка МС: (а) дотации, (б) субсидии, (в) субвенции.
6. Ответственность ОМС Направления реализации мер юридической ответственности ОМС: 1)Перед населением МО 2)Перед другими ОМС 3)Перед государством 4)Перед физ. и юр.лицами в связи с принятием решений ОМС
7. Позиции КС РФ о сущности и системе МС в РФ 1. Постановление КС РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» 2. Постановление КС РФ от 16 октября 1997 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 3. Постановление КС РФ от 30 ноября 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области Постановление КС РФ от 30 ноября 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области (и ред. от 22 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области»).
КРФ, статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Статья Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Статья Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Статья 133 Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и ФЗ.
Глава МО 1. Населением 2. Представитель ным ОМС из своего состава 3. Представительным ОМС из состава канд-в от конг. комиссии + контракт = глава МА Глава МА – победитель конгурса. Контракт заключает глава МО) = глава представительного ОМС МО Три варианта избрания Главы МО Два варианта соотношения должности главы МО и главы МА
Уровень собственной обеспеченности МС за счет местных налогов