Профессиональный стандарт педагога и ФГОС ВО Власова Ирина Николаевна Декан математического факультета ПГГПУ
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ, ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ) Утвержден приказом Министерства труда от 18 октября 2013 г. N 544 н
3 Стандартизация образования 2009 г. ФГОС НОО 2010 г. ФГОС ООО 2012 г. ФГОС С(П)ОО 2013 г. ФГОС ДО 2013 г. ПС Педагога 2014, 2015 г. ФГОС ВО (педагогическое образование) 2015 г. ФГОС ВО (кадров высшей квалификации)
4 Назначение ПС Профессиональный стандарт педагога –документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. ПС - инструмент, способный обеспечить четкую связь между требованиями работодателей и образованием. ПС регулирует отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию и стать частью этого профессионального сообщества.
5 Зачем нужен профессиональный стандарт педагога Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
6 Структура ПС ПС строится как совокупность обобщенных трудовых функций, выполнение которых ведет к общей цели деятельности. Каждая из обобщенных функций интегрирует комплекс трудовых функций. Трудовая функция, раскладывается на трудовые действия, умения и знания, необходимые для ее реализации. В.: дана развернутая характеристика педагогической деятельности, и можно формулировать объективные и диагностируемые критерии ее качества деятельности.
7 Обобщенная трудовая функция Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Код А Уровень квалификации 6
8
9 Трудовая функция Общепедагогическая функция. Обучение Трудовые действия (10) -Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. П.6.ч.3.ст.28. Закона от ФЗ «Об образовании в РФ»: в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ (программа дисциплины является частью)
10 Профессиональный стандарт педагога Общепедагогическая функция. Обучение Трудовые действия (10) -Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования В.: программа должна содержать метапредметные и личностные результаты; структура программы дана в тексте ФГОС ООО (п ); в основе системно-деятельностный подход; условия реализации ООП
11 Профессиональный стандарт педагога Общепедагогическая функция. Обучение Трудовые действия (10) Планирование и проведение учебных занятий. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. Формирование универсальных учебных действий. Формирование мотивации к обучению. Необходимые умения (6) Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
12 Профессиональный стандарт педагога Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые умения (6) Владеть ИКТ-компетентностями: обще пользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
13 Профессиональный стандарт педагога Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые знания (11) Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке. Рабочая программа и методика обучения по данному предмету. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
14 Задание из диагностической работы для учителя нач.кл. 2. Сколько рациональных чисел находится между и. Ответы: ни одного ( 12 %); 1 (12,5%); 3 (25,5%); бесконечно много (49%). Оценивалось владение свойством плотности рациональных чисел (математика)
15 Задание из диагностической работы для учителя нач.кл. 23. Ученик замечает, что когда он набирает на калькуляторе 9 · 0,3, то ответ меньше 9, а когда набирает 9 : 0,3, то он получает число, большее 9. Он озадачен этим и полагает, что его калькулятор испорчен! а) В чём вероятнее всего заблуждается ученик? б) Нарисуйте наглядный образ, который учитель мог бы использовать, чтобы представить произведение 9 · 0,3 и тем самым помочь ученику понять, ПОЧЕМУ ответ именно такой?
16 Профессиональный стандарт педагога Трудовая функция. Воспитательная деятельность Трудовые действия (12): -Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. -Проектирование и реализация воспитательных программ. -Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
17 Профессиональный стандарт педагога Трудовая функция. Воспитательная деятельность Необходимые умения (9): Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
18 Профессиональный стандарт педагога Трудовая функция. Воспитательная деятельность Необходимые знания (7): -Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. -Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
19 Профессиональный стандарт педагога Трудовая функция Развивающая деятельность ТД (11): Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. НУ (9): Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик. НЗ (7): Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
20 Профессиональный стандарт педагога Трудовые функции (ТД, НУ, НЗ): Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования Модуль «Предметное обучение. Математика» Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
21 Профессиональный стандарт педагога Модуль « Предметное обучение. Математика » Необходимые умения : Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации. Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях. Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)
22 Профессиональный стандарт Обобщенные трудовые функции Трудовые функции Квалификационн ые требования ФГОС ВО Виды профессиональной деятельности: Задачи видов профессиональной деятельности Предмет анализа:
23 Таблица 2. Сопоставление профессиональных задач ФГОС и трудовых функций ПС Обобщен ные трудовые функции Трудовые функции (наименование/ код) Трудовые действия Вид профессиональной деятельности ФГОС ВО Задачи вида профессиональной деятельности ФГОС ВО
24 Результат сопоставления ОТФ: А. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. ТФ: Общепедагогическая функция. Обучение. А/01.6. ТД: Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. Вид проф.деятельности: педагогическая, исследовательская Задачи профессиональной деятельности
25 ФГОС ВО: задачи проф.деят-ти педагогическая деятельность: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; осуществление образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; …
26 Ожидаемый результат обучения по завершению освоения модуля
27 Благодарю за внимание!