ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ АНДРАГОГА-ПЕДАГОГА: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ А.Л. Коблева кандидат психологических наук доцент кафедры андрагогики ГБОУ ВО СГПИ
РЕФЛЕКСИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ Рефлексия то, что отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании. Пьер Тейяр де Шарден РЕФЛЕКСИЯ (от латинского «reflexio» и при переходе в русский язык сохранило свое ударение) – это обращение внутрь себя, анализ своих переживаний, размышление о своем внутреннем состоянии, взгляд на себя со стороны, анализ и обдумывание своих поступков, действий. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ – средство формирования профессиональной компетентности педагога.
Ценность профессиональной рефлексии Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия. Профессиональная рефлексия позволяет сознательно (рефлексивно) опираться на свои «сильные стороны» и минимизировать свои «слабые стороны» в педагогической деятельности. Профессиональная рефлексия благодаря дифференциации становится возможным «доступ» к каждому отдельно взятому его качеству, психическому свойству. Такая подвластность произвольному контролю делает рефлексию необходимым качеством педагога.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПЛОСКОСТЬ УЧЕНИЯ обучающийся взаимодействует с другими в позиции «ученика» ПЛОСКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ обучающийся находится в позиции «педагога» РЕФЛЕКСИВНАЯ ПЛОСКОСТЬ «метапозиции» обучающегося, где слушатель подвергает самоанализу себя и как учащегося и как обучающего.
РЕФЛЕКСИЯ – не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления Качества, которыми Вы обладаете, и которые способствуют (будут способствовать) Вашему профессиональному росту, успешности профессиональной деятельности Качества, которые могут мешать Вам в профессиональной деятельности Я-реальный
Идеальный педагог (Я-идеальный) Перечислите качества, которыми, с Вашей точки зрения, должен обладать педагог- профессионал Качества педагога-профессионала Учитель, который сочетает в себе любовь к делу и ученикам, является совершенным учителем. Л. Н. Толстой
Доминанты педагога (по Т.А. Юзефавичус)Доминанты педагога-андрагога (по А.Г. Капитанской) Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности. Уровень и новизна представленных слушателям знаний. Целеустремленность – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач. Адекватность – знаний, предложенных обучаемым, их образовательным потребностям. Уравновешенность – способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях. Степень практической значимости для слушателя передаваемых знаний. Желание работать с обучающимися – получение духовного удовлетворения от общения с обучающимися в ходе учебно-воспитательного процесса. Уровень владения технологией преподавания определенного специального предмета. Способность не теряться в экстремальных ситуациях – умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними. Способность системно решать задачи, связанные одновременно с обучением и развитием личности взрослого. Обаяние – сплав духовности, привлекательности и вкуса. Степень соответствия реально достигнутого результата обучения с поставленными целями и задачами. Честность – искренность в общении, добросовестность в деятельности. Способность представлять главенствующую роль обучаемому, а себя видеть в роли наставника и организатора. Справедливость – способность действовать беспристрастно. Мобильность в плане перестройки своей профессиональной деятельности в соответствии с подвижностью образовательных потребностей взрослых и в плане систематического повышения своей профессиональной компетентности Современность – осознание педагогом собственной принадлежности к одной эпохе с обучающимися (проявляется в стремлении найти общность интересов). Организаторские способности, специфически ориентированные на организацию образовательного процесса со взрослыми. Гуманность – стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь обучающимся в их личностном развитии. Техничность, достигающая современного уровня и целенаправленность относительно профессиональных и возрастных особенностей обучаемых взрослых. Эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания. Коммуникабельность во взаимодействии со взрослыми обучающимися на уровне партнерства в процессе образовательной деятельности. Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с обучающимися с учётом их возрастных и индивидуально- психологических особенностей. Тактичность, позволяющая выслушать личное мнение обучаемого, воспринять его независимо от того, насколько оно обоснованно и грамотно и в дальнейшем направлять его (это мнение) и развивать в необходимом русле. Толерантность – терпеливость в работе с обучающимися. Сила убеждения, которая особо важна при работе со взрослыми, так как они всегда все подвергают анализу и корректировке. Педагогический оптимизм – вера в ученика и его способности и т.д.Доверительность в общении, т.е. способность расположить слушателя к откровенному общению, т.к. в процессе обучения обсуждаются не только образовательные вопросы, но и другие жизненно важные для взрослого и т.д.