Кафедра экономики и менеджмента Тема 6: Мотивация как функция управления
Мотивация как функция управления План лекции: Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения. Мотивационная структура работника Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные Мотивация и компенсация. Принципы эффективной мотивации.
Мотивация совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают её границы и формы и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённых целей процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации, т.е. внутренний процесс сознательного выбора человеком типа поведения, определяемого комплексным взаимодействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов
Стимулирование – Стимулирование – побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование) Мотивирование – Мотивирование – создание у работников внутреннего побуждения к труду (заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от неё)
Мотивация – Мотивация – психологический стимул, указывающий цель и направленность человеческих действий Мотивация Потребности Действия Удовлетворение
Модель мотивации поведения через потребности Потребности (недостаток чего-либо) Побуждения или мотивы Побуждения или мотивы Поведение (действие) Поведение (действие) Цель Результат удовлетворения потребностей: 1. Удовлетворение 2. Частичное удовлетворение 3. Отсутствие удовлетворения Результат удовлетворения потребностей: 1. Удовлетворение 2. Частичное удовлетворение 3. Отсутствие удовлетворения
Потребность - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо первичные потребности – первичные потребности – физиологические, врожденные (заложены генетически) вторичные потребности – вторичные потребности – психологические (осознаются с опытом)
Побуждение – Побуждение – ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность Мотив – Мотив – то, что вызывает определенные действия человека Стимул – Стимул – рычаг воздействия или носитель "раздражения", вызывающий действие определенных мотивов (предметы, действия других людей, обещания и т.п.) Мотивационная структура человека – Мотивационная структура человека – совокупность, в которой мотивы находятся в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека; основа для осуществления им определенных действий
Стимулирование (материальное и моральное) процесс использования различных стимулов для мотивирования людей одно из средств мотивирования
Мотивация – это совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.
Мотивация Мотивация оказывает действие на следующие характеристики деятельности человека: усилие старание настойчивость добросовестность направленность
Мотивирование Мотивирование процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нём заинтересованности в чем либо основа управления человеком Эффективность управления в большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Вознаграждение – Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя Внутреннее Внутреннее вознаграждение вознаграждение (даёт работа) чувство достижения результата содержательность и значимость выполняемой работы самоуважение дружба и общение, возникающие в процессе работы Внешнее Внешнеевознаграждение (даёт организация) зарплата продвижение по службе символы служебного статуса и престижа (кабинет, секретарь и т.п.) похвалы и признание дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, мед. и другие страховки и т.п..)
Современные теории мотивации: 1. содержательные 1. содержательные основаны на идентификации внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. Мак Клелланд, Ф. Герцберг ) 2. процессуальные 2. процессуальные основаны на определении того, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познания (В. Врум, С. Адамс, Л.Портер Э.Лоулер)
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу Физиологические потребности Потребность безопасности Потребность принадлежности и причастности Потребность признания и самоутверждения Потребность само- выражения
Теория ERG Клейтона Альдерфера Теория ERG Клейтона Альдерфера потребности существования потребности связи потребности роста Самовыражение Признание и самоутверждение Принадлежность и причастность Безопасность Физиологические потребности Рост (growth) Рост (growth) Связь (relatedness) Связь (relatedness) Существование (existence) Существование (existence) Теория Маслоу
Теория приобретенных потребностей Дэвида Мак Клелланда потребность достижения потребность соучастия потребность власти: 1 группа – «власть ради себя» 2 группа – «власть ради группы» Эти потребности приобретены под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения
Процессуальные теории мотивации: потребности существуют, но поведение людей определяется не только ими, но и социальными мотивами поведение человека является функцией его восприятия, а также ожиданий, связанных с конкретной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения человек распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и выбирает конкретный вид поведения
Теория постановки целей (Эдвин Лок): поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия.
Уровень исполнения работы зависит от 4 характеристик: сложности специфичности целей приемлемости приверженности сотрудника этим целям
Удовлетворенность/ НЕудовлетворенность работника определяется 2 процессами: внутренним по отношению к человеку (собственная оценка результатов) внешним по отношению к человеку (благодарность руководства, продвижение по службе, повышение оплаты, похвала коллег)
Виды мотиваций Текущая мотивация Стабилизирующая мотивация Долгосрочная мотивация Зарплата Месячная премия Наказание, поощрение Надбавка за стаж Льготное питание Гибкий график работы Дополнительное страхование и пенсионное обеспечение Повышение квалификации Льготный кредит на приобретение имущества, жилья Гарантия рабочего места Вознаграждение за достижение долгосрочных (годовых) целей Продвижение (карьера) Делегирование ответственности за важную работу
Материальные стимулы НЕ- материальные стимулы ПРЯМЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ: заработная плата и премии МОРАЛЬНЫЕ: уважение со стороны друзей, родственников, награды КОСВЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ: путевки, лечение, транспорт СОЦИАЛЬНЫЕ: престижность труда, возможность роста ТВОРЧЕСКИЕ: возможность самосовершенствования, самореализации Виды стимулирования труда
Требования к организации системы стимулирования труда: комплексность дифференцированность гибкость оперативность
Пути мотивации работников установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение работника создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников активно общаться со своими сотрудниками, чтобы они чётко себе представляли, чего от них ждут
Принципы мотивации работников доступность (демократичность и понятность условий стимулирования) ощутимость (учёт порога действенности стимула) постепенность (постоянная коррекция в сторону повышения материального стимулирования) минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой (учёт одномоментности действия стимула) сочетание материальных и моральных стимулов (учёт целенаправленного воздействие на работника)
Формы стимулирования персонала
Контрольные вопросы: 1. Что такое мотивация? 2. Из каких стадий состоит мотивационный процесс? 3. Каковы основные содержательные теории мотивации? 4. Каковы основные процессуальные теории мотивации? 5. В чем сущность и каковы основные факторы стимулирования труда?
Список рекомендуемой литературы 1) Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, – 616 с. 2) Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Магистр: ИНФРА-М, с. 3) Дорофеев В.Д. Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал – М: ИНФРА-М, – 440 с. 4) Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Н.И.Кабушкин. – М.: Новое знание, – 336 с. 5) Менеджмент: учебник / под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, – 496 с.