Отток капиталов России за рубеж
Обоснование проблемы Сейчас аналитики оценивают отток капитала в размере 75 млрд рублей.
Причины и пути решения проблемы Причины Факторы Объективные причины Внешние факторы а) глобализация (транснационализация) экономических процессов; б) мировой финансовый (экономический) кризис; в) управление оттоком капитала из-за рубежа (чрезмерная открытость российской экономики); г) политико-психологическое давление. Внутренние факторы а) государственно-управленческие; б) нормативно-регулятивные; в) внешнеполитические; г) экономико-региональные; д) неэффективность борьбы со сферой «теневого» капитала и его легализацией Субъективные причины а) стремление к сохранению капитала (минимизация возможных рисков для капитала); б) стремление к увеличению капитала; в) снижение (минимизация) издержек (максимизация прибыли); г) легализация капитала, полученного незаконным путем; д) поддержание благосостояния субъектов, объединенных общими интересами; е) создание условий для собственного благосостояния за пределами страны гражданства (будущей миграции); ж) эмиграционные стремления (космополитические мотивы)
Формирование инвестиционного климата в России как способ борьбы с бегством капитала ! Одна из главных причин утечки капитала состоит в отсутствии доверия российских инвесторов к России как к сфере для инвестиций. Задачей на перспективу является создание в стране инвестиционного климата, привлекательного не только для российских, но и иностранных инвесторов.
Актуальные направления улучшения инвестиционного климата на федеральном уровне формирование оптимальной структуры и уровня налогов, стимулирующих модернизацию, диверсификацию экономики и обеспечивающих инвестиционную конкурентоспособность российской экономики, и при этом гарантирующих необходимый уровень бюджетных поступлений; нормализация тарифов компаний - естественных монополий, создание системы, обеспечивающей их экономически оправданный уровень; значительное повышение доступности финансирования, развитие финансовой системы в соответствии с потребностями модернизации; совершенствование технического и таможенно-тарифного регулирования в соответствии с потребностями модернизации; совершенствование антимонопольного регулирования; стимулирование спроса на инновационную продукцию и продукцию модернизированных предприятий; обеспечение кадрами модернизации экономики; обеспечение доступности земли.
Самым же значимым направлением действий по улучшению инвестиционного климата и самым чувствительным для не сырьевого бизнеса является административная среда: обеспечение прав собственности, административные, регулятивные и контрольные процедуры, укрепление независимости судебной системы, дальнейшая гуманизация экономического законодательства, борьба с коррупцией.
Налоговый маневр Суть такого маневра в переносе нагрузки с налогообложения заработной платы, высокотехнологичного оборудования, интеллектуальной собственности (источников инновационного, модернизационного развития) и добавленной стоимости, прибыли (следствия такого развития) на налогообложение дорогой земли и недвижимости, предметов роскоши, табака, крепкого алкоголя - продуктов, не имеющих решающего значения для инноваций и модернизации.
! Корректировка условий обложения НДПИ в газовой отрасли к условиям нефтяной отрасли; ! увеличение акцизов на табак и алкоголь; ! налог на недвижимость; ! экономически оправданная дивидендная политика в отношении госкомпаний. Общий индикативный потенциал приведенных дополнительных источников доходов составляет не менее 3 трлн. руб. Возможность снижения на 3 трлн. руб. де стимулирующих налогов могло бы стать решающим фактором в развитии и модернизации производства, и принести дополнительный рост ВВП не менее 3-4 пунктов в годовом исчислении. Результат - создание прямых налоговых стимулов к инновациям и модернизации, повышение конкурентоспособности российской юрисдикции.
Первоочередной вопрос налогового маневра Изложенные выше дополнительные источники доходов бюджета могут использоваться для финансирования дефицита Пенсионного Фонда и ФОМС вместо повышения страховых выплат проведение тонкой политики регулирования тарифов естественных монополий, а именно, стимулирования развития потребителей - отечественного производства, создающего рабочие места и снимающего риски зависимости от конъюнктуры мировых рынков сырья.
Спасибо за внимание!