Психологические особенности использования технических средств обучения
Технические средства обучения совокупность технических устройств и дидактического обеспечения, применяемых в образовательном процессе с целью предъявления, обработки информации и контроля знаний учащихся; средства оптимизации образовательного процесса (получения максимально возможного результата с минимальными временными и иными затратами) 1 1 Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник для студентов высшего профессионального образования. М. : Изд-во Академия, 2013 г.
Классификация ТСО Существует несколько классификаций технические средства. К ним относятся: классификация по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач); классификация по принципу устройства и работы; классификация по роду обучения; классификация по логике работы; классификация по характеру воздействия на органы чувств; классификация по характеру предъявления информации. РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПОДРОБНЕЕ
Классификация по функциональному назначению 2 технические средства передачи учебной информации технические средства контроля знаний тренажеры вспомогательные технические средства обучения и самообучения комбинированные 2 Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров. - М.: Юрайт, c
Классификация по логике работы 1) С линейной программой работы, т.е. не зависимые от обратной связи 2) С разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи
Функции ТСО Научно- исследовательская Кумулятивная Управленческая Коммуникативная
Некоторые учителя на одном уроке применяют самые разнообразные ТСО. Результативность обучения у таких учителей неадекватна затрачиваемым усилиям. Неправильное использование технических средств в процессе воспитания и обучения проистекает прежде всего из-за незнания или пренебрежения психологическими особенностями их применения.
В основе использования технических средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах. Учащиеся познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Однако пропускная способность их различна. Система «ухо мозг» может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации). Пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Около 90% всех сведений об окружающем мире учащийся получает с помощью зрения, 9%с помощью слуха и только 1 % с помощью осязания. Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства учащихся более всего развита зрительная.
Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление основного материала. Если используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания (на уроках чтения и литературы, истории, на воспитательных занятиях и др.), решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства.
Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ТСО и НИТО. Это не исключает использования только наглядной или только звуковой передачи информации в зависимости от задач урока, содержания материала, возраста, имеющегося у детей опыта.
Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к абстрагированию.