Цель курса Изучение философии является одной из важных задач каждого студента, стремящегося получить классическое гуманитарное образование. Это обусловлено тем, что именно благодаря философии молодой человек приобретает представление об основных идеях культурного развития человечества, получает знания о современной научной картине мира, приобщается к творческому наследию выдающихся мыслителей прошлого. Изучение философии, знакомство с интеллектуальным опытом человечества способствует духовному развитию человека, формирует его как личность, как дееспособного, нравственного специалиста. Овладение курсом философии предполагает развитие у студентов интереса и потребностей к самостоятельному и творческому мышлению, формирование способности и умения оценивать исторические события и факты действительности с позиций целостного представления о мире и месте человека в нем, признания ценностей гуманизма и духовного плюрализма. Задачи курса Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его освоение должно содействовать: - выработке понимания особенностей философского мышления, освоению навыков обобщения, умению логично излагать, аргументировано отстаивать свою позицию и способности в определенных условиях признавать правоту оппонента, - формированию устойчивых представлений о содержании основных этапов развития мировой и отечественной философии в контексте общечеловеческого и российского культурно-исторического процесса, - освоению современных знаний о проблемах человеческого бытия и познания мира, о ценностях и идеалах культуры в условиях многообразия философских и научных школ и направлений, - овладению навыками самостоятельного использования общенаучной методологии исследования проблем развития и функционирования общества, государства, социальных институтов и человеческой личности.
Философ – это человек, который субъективное беспокойство заключает в определенную систему (Ж. Лакруа)
Исторические типы мировоззрения Миф, ранняя форма духовной куль- туры человечества, объединял в себе зачатки знания, фантазии, верования Мифология Религия Философия Удвоение мира, вера в существование той или иной разно- видности сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей Рационально – теоретическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека Общее Типы мировоззрения Различия Опирается на веру как на способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, эмоции Опирается на разум, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства
Основные типы мировоззрения Повседневное (обыденное) мировоззрение Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире Религиозное мировоззрение Связано с признанием сверхъестественного мирового начала,его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме Философское мировоззрение Выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения науки о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности Научное мировоззрение Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных науки Мироощущение Мировосприятие Миросозерцание Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятии, представлений, и эмоций Миропонимание Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения
Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка смысла своей жизни, деятельности; Философия и мировоззрение Мировоззрение Философия Рационально – теоретическая форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир, и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, этическое и эстетическое отношения человека к миру
Связь философии и мировоззрения Мировоззрение Философия Общее Различие Поиск ответов на вопросы 1. Что представляет собой природа, окружающий мир? 2. Каково место человека в этом мире? 3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание? 4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям? 5. Что такое истина, добро, красота и т.д.? 1. Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия» 2. Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия 3. Существуют различные типы мировоззрения, в т.ч. мифология и религия 4. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс 5. Философия отличается от стихийного мировоззрения тем, что она реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности
Эстетические взгляды и эстетические оценки Структура научного мировоззрения НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Философские взгляды, идеи и теории Политические взгляды, идеи и теории Этические взгляды и этические оценки Правовые взгляды, идеи и теории Идеи, теории естественных, общественных и других наук
Предмет философии Человек Человек - человек Человек - общество Человек - природа Человек - мир Ч Е Л О В Е К ОБЩЕСТВО ПРИРОДА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Ф И Л О С О Ф И Я 1. Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. 2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру 3. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления Ф и л о с о ф и я
Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Социальная Аксиологическая Гуманистическая рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры оценка принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. И.Кант
Функции философии Мировоззренческая 1. Выработка средств мировоззренческой ориентации человека 2. Выработка системы взглядов на объективный мир, и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации Методологическая 1. Выработка системы принципов и способов теоретической и практической деятельности 2. Выработка методологических принципов исследования в области частных наук Другие функции Гносеологическая Аксиологическая Воспитательно - гуманитарная Логическая Критическая Прогностическая Основные Основные направления применения философии, через которые реализуются ее назначение.
Структура философского знания Методология (учение о методе) Онтология (учение о бытии ) Гносеология (учение о познании) Логика Философия природы Социальная философия Философская антропология Эстетика (учение о прекрасном) Этика (теория морали) История философии
Основной вопрос философии (традиционная трактовка) Отношение сознания - к материи, духа – к природе Первая сторона Что первично: материя или сознание? Вторая сторона Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира) Дуализм Материя первична, сознание есть свойство высокоорганизованной материи Материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга Первично сознание, материя независимо от сознания не существует Материализм Идеализм
Основной вопрос философии (продолжение) Тождество мышления и бытия Вопрос о познаваемости мира Мир познаваем Мир непознаваем Идеализм Материализм Человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем, что за ними каков мир, и существует ли он вне нас Д.Юм ( ) Мир «вещей в себе» не познаваем И.Кант ( ) Агностицизм (субъективный идеализм) Сознание отражает объективный мир Материализм Сознание человека есть постижение духовного основания мира, самопознание духа Объективный идеализм
Основной вопрос философии (его решение материализмом) Соотношение сознания и материального мира М а т е р и я Первичность материального мира и вторичность сознания Тождество мышления и бытия (познаваемость мира) С о з н а н и е Процесс познания. Истина Формы и методы познания Практика - основа, цель, критерий познания Движение Пространство Время Атрибуты материи Отражение
Основные характеристики материализма Материализм – направление в философии, признающее первичность материи и, считающее сознание свойством материи, т.е. вторичным по отношению к ней По отношению к общественно-исторической практике различают созерцательный мат-м и практически действенный С т.з. используемого метода, различают метафизический материализм и диалектический материализм По толкованию сущности сознания различают материализм научный и вульгарный С т.з. оценки роли различных сторон процесса познания различают школы рационалистического и сенсуалистического материализма Различают сознательный и стихийный (наивный), философски не оформленный материализм
Основные формы материализма Формы материализма Наивный (созерцательный) материализм Основной метод познания: созерцательный Представители: Фалес ( гг до н.э.) Гераклит ( до н.э.) Демокрит ( до н.э.) Эпикур ( до н.э.) Лукреций Кар (99-55 до н.э.)Метафизическийматериализм Основной метод познания:метафизический Представители Ф.Бэкон ( ) Б.Спиноза ( ) Д.Локк ( ) П.Гольбах ( ) М.Ломоносов ( ) Л.Фейербах ( ) Диалектический материализм Основной метод познания: диалектический Представители: К.Маркс ( ) Ф.Энгельс ( ) И.Дицген ( ) Г.Плеханов ( ) В.Ленин ( )
Общая характеристика идеализма Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духа, идеи, сознания, вторичности материи, природы, бытия. Объективный идеализм Объективные идеалисты принимают за первичное некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировой волей». Идеальное начало, мировой дух, говорят они, творит мир и все бытие. Представители: Платон ( до н.э), Лейбниц ( ), Гегель ( ), Шеллинг ( ); неотомизм Субъективный идеализм За первичное принимают сознание субъекта, чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития. Следовательно, человек воспринимает лишь свои собственные ощущения. Представители: Беркли ( ), Юм ( ), Фихте ( ), Мах ( ), Авенариус ( ).
Типология философских систем Дуалистические и плюралистические концепции Философский агностицизм Метафизическая философия Сенсуализм, эмпиризм Религиозная философия Философия сцеинтизма Созерцательная философия Философия теоцентирзма По субстанциональному основанию По гносеологическому основанию По методологическому основанию По пониманию роли форм познания По отношению к религии По отношению к науке По отношению к практике По основной проблемной направленности Монистические Познавательный оптимизм Диалектическая философия Рационалистическая философия Атеистическая философия Философия антисциентизма Активно- преобразующая философия Философия космоцентризма