Педагогика как наука. Система педагогических наук
Давайте выясним сначала значение, этимологию словообразования понятия «педагогика». Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «деторождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Можно выделить «бытовое» значение педагогики, когда каждый человек выступает в роли «педагога» обучая и воспитывая своих детей, членов семьи, друзей. Педагогику можно рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека (передачу жизненного и социального опыта от старшего поколения к младшему). Значение термина «Педагогика»
Педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека. Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания. Педагогика как отрасль гуманитарного знания входящего в общекультурный контекст современной жизни.
Педагогика как наука Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта и научных знаний старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Педагогика – это "наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни" (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, С.А.Смирнов); "наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека" (Н.В.Бордовская, А.А.Реан); наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (А. М. Новиков); теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов); и наука, и искусство, и технология (В. П. Беспалько).
Историческое развитие научно- педагогического знания проходит несколько этапов: 1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений. 2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. 3. Переход от гипотетических теорий к концепциям, основанным на практике и эксперименте.
Таким образом, можно сделать вывод: Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых Цель педагогической науки: выявление закономерностей и нахождение наиболее оптимальных методов становления человека, его воспитания, обучения и образования
Функции педагогической науки: Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: –описательном, объяснительном; –диагностическом; –прогностическом. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: –проективном; –преобразовательном; –рефлексивном.
Задачи педагогики: Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. Прогнозирование образования - педагогическая футурология. Внедрение результатов исследования в практику.
Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой: Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать? Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать? Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?
Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.
Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого. Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.
Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Обучение – это: самый важный и надежный способ получения системного образования (В.П. Зинченко); процесс движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному (Ю.К. Бабанский); специфический процесс познания, управляемый педагогом (М.Н. Скаткин); целенаправленная, систематическая передача и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания (Б.Т. Лихачев)
Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности). Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества. Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).
Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.
Отрасли педагогической науки Общая педагогика Дошкольная педагогика Педагогика общеобразовательной школы Специальная педагогика (дефектология) Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования Исправительно-трудовая педагогика Педагогика высшей школы