Выполнила : Ювакаева Элина В.
« Гармония развития » альтернативная программа, ее глубина и целостность обеспечиваются опорой на теорию Л. С. Выготского « О культурно - историческом развитии психики ». Автор рассматривает изодеятельность, как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества.
Программа отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Ребенок в ней не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого содружества детей и взрослых.
В основе программы деятельностный подход к воспитанию, который интегрируется с природоведческой, речевой, математической, игровой, трудовой, изобразительной деятельностью и видами искусств. Это позволяет принципиально по - новому организовать творческий процесс ребенка и весь педагогический процесс в целом. Ребенок дошкольного возраста на всех возрастных уровнях вовлекается в продуктивную познавательно - творческую деятельность, где выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта, а с другой пробует себя в качестве художника - творца.
При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и критерием развития. Занятия изодеятельностью используются в первую очередь для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, для познания своих чувств, представлений, мыслей и умений, т. е. именно для развития личности.
Природа, окружающий мир рассматриваются как сильнейшие средства, способные завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить, удивить его. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании ребенка.
Основная идея программы предполагает : всестороннее, гармоничное развитие ребенка 27 лет ; сохранение и укрепление физического и психического здоровья ; равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно - волевой сфер личности ; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.
Ведущая идея программы целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности.
Программное содержание разделено на пять блоков. 1. Реальные объекты мира ( живая неживая природа, человек, животные, растения, здания, транспорт ). 2. Вторая натура ( художественные изображения живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно - прикладное искусство ). 3. Звучащее искусство ( музыка, поэзия, проза, фольклор ). 4. Спортивно - двигательная, пластическая и театрализованная - игровая деятельность ( пантомима, спортивные и дидактические игры, драматизация ). 5. Собственно продуктивная изобразительная деятельность ( рисование, аппликация, лепка, конструирование ).
Программа позволяет решать задачи : познания мира и себя в нем через открытие свойств ( явлений ), качеств, признаков предметов и экспериментирование с ними ; развития способности к сопереживанию, сочувствию, общению с живыми и неживыми объектами ; восприятия, мышления, памяти, воображения, фантазии, умения целенаправленно включаться в творческий процесс.
На первой ступени блока « Растения, явления природы » « Наблюдая, оживить » детей учат слушать звуки, рассматривать форму и цвет, делать открытие мира и осознавать себя в нем, выражать отношение к растениям. На второй « Увидеть » природа рассматривается в произведениях художников, скульпторов, народных мастеров. На третьей дети должны « Услышать », о чем рассказывают растение, явление в музыке, песне, поэтическом слове, прозе, фольклоре. На четвертой « Обыграть » дети учатся обыгрывать образ природы в пантомиме, театре, игре. На пятой « Сделать » осуществляется изобразительная деятельность на основе накопленных зрительных образов и представлений детей о растениях и природных явлениях.
На первой ступени блока « Мир животных » детей учат « Очеловечить » животных, наблюдая их в различных проявлениях. На второй детям помогают « Увидеть » тему животных в изображении народных мастеров. На третьей « Услышать » учат слышать различные проявления образа животного в музыке, поэзии, прозе, фольклоре. На четвертой « Обыграть » обыгрывать образ животного в движении, мимике, игре, театре. На пятой « Сделать » организуется собственная изобразительная деятельность детей.
На первой ступени блока « Мир человека » детей учат « Одухотворять » человека, наблюдать его в различных проявлениях. На второй помогают « Увидеть » человека в произведениях изобразительного искусства : живописи, скульптуре, декоративно - прикладном искусстве. На третьей помогают « Услышать » о человеке в музыке, поэзии, прозе, фольклоре. На четвертой - нужно « Обыграть » образ человека в движении, пантомиме, дидактической игре, драматизации. На пятой « Сделать » организуется собственная изобразительная деятельность.