Подготовил: Кожахметов Асхат группа стомат. Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра детской стоматологии Караганда 2016 год
Профилактика - это система мер предупреждения возникновения и развития заболеваний. Цель профилактики - обеспечение здоровья человека.
Первичная профилактика - это система мероприятий направленных на предупреждение стоматологических заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения, а также повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Третичная профилактика - это система мероприятий, направленных на реабилитацию стоматологического статуса путем сохранения функциональных возможностей органов и тканей челюстно-лицевой области, в основном методом замещения.
- Предупреждение развития кариеса зубов относится к первичной профилактике стоматологических заболеваний. - Предупреждение развития осложнений кариеса зубов в виде пульпита и периодонтита относится к вторичной профилактике. - Если в результате неудачного лечения периодонтита и его осложнений пришлось удалить зуб, а пустое место заместить протезом, то это относится к третичной профилактике.
Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний, представляет собой комплекс мер, проводимых у беременных женщин с целью предупреждения развития у плода и, в дальнейшем, у ребенка патологии органов и тканей полости рта. Постнатальная профилактика стоматологических заболеваний, представляет собой комплекс мер, проводимых в период после рождения ребенка с целью предупреждения развития у него патологии органов и тканей полости рта.
Этиотропную, т.е. направленную на уменьшение действия этиологических факторов. При ней происходит воздействие на причину, вызывающую заболевание, но не устранение ее. Фактически происходит снижение вирулентности действующих факторов (микроорганизмов, вирусов и т.п.). Патогенетическую, т.е. направленную на предотвращение патогенетических изменений в полости рта.
- общеоздоровительный характер, целью которого является повышение резистентности организма и зубов к действию неблагоприятных факторов; - целевой характер, когда ставится задача предотвращения конкретной патологии, обнаружения и устранения факторов риска на основе знаний об этиологии и патогенезе заболеваний.
- методы массовой профилактики стоматологических заболеваний, которые включают в себя фторирование питьевой воды, соли, молока; - методы коллективной профилактики стоматологических заболеваний, которые включают в себя применение таблеток фторида натрия, полосканий растворами фторидов; - методы индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний, которые включают аппликации, реминерализующих, фтористых соединений, индивидуальную гигиену полости рта с применением фторсодержащих средств гигиены, профессиональную гигиену полости рта, герметизацию фиссур
Эпидемиологический, включающий уровень здоровья населения и уровень заболеваемости в зависимости от возраста, места проживания, места работы, социальных условий и других факторов. 2. Медико-географический, включающий уровень инсоляции, степень суровости климата, состав воды. 3. Социальный, включающий особенности питания населения, уровень знания населения о стоматологических заболеваниях, уровень гигиенического воспитания и обучения, наличие вредных привычек. 4. Медицинский, включающий сведения об особенностях клиники стоматологических заболеваний, целесообразный подбор средств и методов профилактики, разделение сил и обязанностей медицинского персонала.
Первым этапом внедрения комплексной системы профилактики является определение тех учреждений, где на данном этапе необходимо проведение этих мероприятий. Согласно союзной системы, такими учреждениями являются, в первую очередь, организованные детские коллективы (школы, детские общеобразовательные дошкольные учреждения), женские консультации (стоматологическая профилактика у беременных), высшие учебные заведения, отдельные промышленные предприятия с вредными условиями труда и средние профессионально - технические училища. Очередность и полноту охвата перечисленных контингентов первичными профилактическими мероприятиями определяет районный или городской отдел здравоохранения с привлечением рай ОНО. При этом во внимание принимается комплекс местных условий и потребность в профилактических мероприятиях. Второй этап- заключение договора между службой здравоохранения и просвещения. Этот договор должен предусмотреть взаимные обязанности сторон. Руководители просвещения, согласно указанного договора, должны выделить помещение и средства для оборудования специальных комнат гигиены и профилактики. Закупить средства и предметы личной гигиены полости рта, наглядные пособия, мебель и т.п. Директора школ должны взять на себя обязательства провести в соответствии с реальными возможностями оборудование классов, кабинетов, уголков гигиены или комнаты «здорового ребенка», где наряду со стоматологами профилактические мероприятия будут осуществлять врачи других специальностей (гигиенисты, окулисты, инфекционисты). Руководители службы здравоохранения выделяют необходимые кадры, средства профилактики, диагностики. Третий этап- подготовка медицинских кадров высшего и среднего звена для проведения эпидемиологических обследований, гигиенического воспитания населения и профилактических мероприятий в выделенных коллективах. Необходимые кадры готовятся из врачей и среднего медицинского персонала детских стоматологических поликлиник по специальной программе, предусматривающей их подготовку по всем необходимым разделам первичной и вторичной профилактики. Четвертый этап- изучение и учет климатогеографических факторов, особенности питания, быта, привычек населения, состава воды. При этом необходимые мероприятия предопределяют исследование степени суровости климата, уровня инсоляции, ветрового и холодового режимов, особенности геохимии почвы, степени жесткости воды, содержание в ней фтора, уровня потребления легкоусвояемых углеводов, нарушение режима их потребления, количества естественных витаминов в пище, уровня употребления молока и молочных продуктов, сбалансированности питания по основным показателям белков, жиров, углеводов, уровня употребления кальция и фосфора, а также ряда микроэлементов, потребления чая. Т.е. исследуются факторы, которые могут оказывать существенное влияние на уровень и особенности стоматологических заболеваний.
Третий этап- подготовка медицинских кадров высшего и среднего звена для проведения эпидемиологических обследований, гигиенического воспитания населения и профилактических мероприятий в выделенных коллективах. Необходимые кадры готовятся из врачей и среднего медицинского персонала детских стоматологических поликлиник по специальной программе, предусматривающей их подготовку по всем необходимым разделам первичной и вторичной профилактики. Четвертый этап- изучение и учет климатогеографических факторов, особенности питания, быта, привычек населения, состава воды. При этом необходимые мероприятия предопределяют исследование степени суровости климата, уровня инсоляции, ветрового и холодового режимов, особенности геохимии почвы, степени жесткости воды, содержание в ней фтора, уровня потребления легкоусвояемых углеводов, нарушение режима их потребления, количества естественных витаминов в пище, уровня употребления молока и молочных продуктов, сбалансированности питания по основным показателям белков, жиров, углеводов, уровня употребления кальция и фосфора, а также ряда микроэлементов, потребления чая. Т.е. исследуются факторы, которые могут оказывать существенное влияние на уровень и особенности стоматологических заболеваний.
Пятый этап- эпидемиологическое обследование выделенных групп детского населения для определения уровня поражаемости основными стоматологическими заболеваниями и выявления их количественной характеристики в виде различных индексов. На основе данных обследования могут быть рассчитаны необходимые силы для вторичной и первичной профилактики, а также проведено разделение детского населения на диспансерные группы с целью дифференциации объема лечебной и профилактической работы. Шестой этап- оснащение и подготовка помещений и условий для внедрения профилактических мероприятий. Сущность этого этапа состоит в приобретении средств и предметов профилактики, изготовлении наглядных пособий, подготовке комнат (классов) гигиены и профилактики по тому или иному типу в зависимости от реальных условий. Необходимо учитывать, что этот этап может быть довольно длительным, особенно в случаях отсутствия в учреждениях помещений с раковинами и зеркалами и подводом водопроводной воды и канализации. Поэтому, во многих случаях, организация комнаты гигиены требует подготовки предварительного проекта, составление и утверждение сметы расходов, приобретения необходимых материалов, найма рабочих. Все эти мероприятия трудоемки, достаточно сложны и занимают много времени, поэтому их надо планировать заранее. Седьмой этап- составление подробной региональной программы первичной профилактики стоматологических заболеваний с учетом предварительно проведенной работы. При этом надо, прежде всего, определить характер, объем, последовательность профилактических мероприятий в различных диспансерных группах населения. Данный этап строится на результатах проведенного эпидемиологического обследования данных изучения климатогеографических особенностей региона, питания, состава воды и других факторов. Сущность этого этапа заключается в том, чтобы в соответствии с особенностями эпидемиологии, клиники и патогенеза стоматологических заболеваний в данном регионе четко определить характер, объем и последовательность профилактических мероприятий.
Все профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний зубов и пародонта как у самих беременных женщин, так и у будущего ребенка проводятся на базе женских консультаций. Ответственный за данный раздел работы врач-стоматолог, прикрепленный к консультации, который работает в тесном контакте с акушером-гинекологом и терапевтом и осуществляет плановую профилактическую санацию полости рта и первичную профилактику. В соответствии с общепринятым планом диспансеризации беременных: а) в первые 20 недель - 1 раз в месяц, б) после 20 недель - 2 раза в месяц в) после 32 недель – раза в месяц
В детских дошкольных учреждениях (ясли - сад) профилактику осуществляет врач-стоматолог детской поликлиники, который прикреплен к данному участку. Составляется план гигиенического воспитания и обучения педагогов и родителей. В конце первого жизни формируются группы с «повышенным риском» возникновения кариеса, которым назначаются таблетки фторида натрия в соответствующей дозировке. Детям, имеющим пороки развития зубов, 4 раза в год зубы покрывают фторлаком. Здоровым детям препараты фтора не назначают. В 2-летнем возрасте - санация полости рта по показаниям и обучение гигиене. В 3-летнем возрасте - у детей с пороками развития зубов и кариесом 2 раза в год покрытие зубов фторлаком, глицерофосфат кальция. Здоровым детям - таблетки фторида натрия. В возрасте 4, 5, 6 лет всем детям назначаются таблетки фторида натрия. Детям, имеющим кариес зубов и отягощенным общесоматической патологией - дополнительно обработка зубов фторлаком 2 раза в год и санация полости рта 2 раза в год. Проводится коррекция гигиены полости рта и питания (углеводы).
В средних общеобразовательных школах с 1-го сентября текущего года стоматологом составляется график - календарь лечебно- профилактической работы с учетом ранее проведенного эпидемиологического обследования. Лечебные и профилактические мероприятия строятся в зависимости от активности кариеса зубов. Детям с компенсированной формой проводят санацию 1 раз в год и покрытие зубов фторлаком 2 раза в год. При субкомпенсированной форме - санация 2 раза в год и покрытие фторлаком 4 раза в год. При декомпенсированной форме - санация 3 раза в год и покрытие фторлаком 6 раз в год. Детям 2-х последних групп дополнительно 4 раза в год проводят реминерализующую профилактику. В оборудованных классах гигиены и профилактики проводится весь комплекс гигиенического воспитания и обучения.
В высших учебных заведениях для проведения первичной профилактики на 2000 студентов выделяется врач-стоматолог, медсестра и санитарка. После стоматологического обследования составляется план санитарно-гигиенического воспитания и другие мероприятия, включающие оборудование уголков гигиены в стоматологическом кабинете. В период с января по март проводится санация полости рта и обучение рациональным приемам гигиены. До конца учебного года проводится по показаниям рем.терапия и фтор-профилактика, прием таблеток фторида натрия, контроль за чисткой зубов.
profilaktiki-stomat... lechizubki.ru/stomatologiya.../principy-organizacii-profilaktiki- stomatologicheskix-za...