Стихи Пушкина являются его духовным дневником: здесь – жизнь души поэта.
«Наука упорно не замечала или искажала тот факт, что Пушкин, при всех сложностях его пути… есть человек и деятель русской христианской культуры, культуры православного народа». (В. Непомнящий) «
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя Но потерял я только время, Благие мысли и труды г. Вначале поэт сомневается в своей высокой миссии – быть пророком в России.
Ссылка в Михайловское все изменила. Пушкин глубоко раскаивается, отношение к жизни резко меняется. Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток; И, с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью,… 1828 год
Теперь духовное развитие Александра Сергеевича проходит с удивительной быстротой. Он сближается с настоятелем Святогорского монастыря. Там же зародился замысел стихотворения «Пророк». Поэт, придя в монастырь, чтобы заказать панихиду по Петру I, случайно прочел 6 гл. пророка Исайи.
«…видел я Господа, сидящего на престоле... Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот… беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И услышал я … Господа, говорящего: кого Мне послать? И я сказал: вот я, пошли меня»
Вызванный Николаем I из ссылки, томимый самыми черными предчувствиями, поэт шел на встречу с царем. В кармане его лежал список уже написанного «Пророка» со следующим окончанием: Восстань, восстань пророк России, В позорны ризы облекись, Иди, и с вервием вкруг выи Явись…
Из дворца он возвратился воскрешенным к новой жизни. Так появилось на свет обновленное стихотворение «Пророк», под которым поэт поставил дату беседы с императором. И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, Пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей 8 сентября 1826 года
В творчестве Пушкина появляется тема своего личного недостоинства, греховности.
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..……… Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум 26 мая 1828 года
Один из исследователей творчества поэта, Д.Д.Благой, установил связь этого стихотворения с библейской книгой Иова: «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И сказал: погибни день, в который я родился! …На что дан страдальцу свет, ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня… Нет мне мира, нет покоя,…»
Я лил потоки слез нежданных …Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Серафима В священном ужасе поэт Митрополит Филарет духовно укрепляет поэта: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана… Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум И со зиждется Тобою Сердце чисто, светел ум!
В последние годы жизни Пушкин – глубоко верующий человек. Он внимательно читает Библию, делает выписки из житий святых, пристально вглядывается в них, стараясь понять.
«Как Пушкин созрел, и как развилось его религиозное чувство! Он несравненно более верующий, чем я!..» - восклицает друг поэта В.А. Жуковский.
В 1836 году появляется цикл стихотворений, связанных с Великим постом. Одно из них – переложение на язык поэзии молитвы «Господи и Владыко живота моего…».
Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.
Духовные искания поэта, его внутренний мир, еще ждут своих исследователей. Недавно сделана попытка исследовать в этом направлении все творчество поэта. В его произведениях было обнаружено 230 фрагментов Священного Писания и молитв.