Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога в соответствии с ФГОС ДО Провела: Учитель-дефектолог Редькина О.Г.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки России от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Работа учителя-дефектолога включает в себя следующие принципы ФГОС ДО: Создания развивающей образовательной среды; Учитель-дефектолог должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации ООП ДО; работать во взаимодействие с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно- коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно- образовательном процессе; Непрерывность профессионального роста учителя-дефектолога; Формирование взаимодействия учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, доброжелательном отношении к ребенку; Осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте; Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
ФГОС ДО ставит к развивающей предметно- пространственной среде определенные требования Актуальность данной проблемы: обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно- развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО
Требования к РППР по ФГОС ДО: Должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития; Должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности уединения; Должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; учет возрастных особенностей детей; Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно- развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.
В соответствии с ФГОС пункт РППС должна быть: Содержательно-насыщенной; Трансформируемой; Полифункциональной; Вариативной; Доступной и безопасной
Насыщенность среды Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами: игровым, спортивным, оздоровительным и др. центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям: Игровая деятельность; Творческая деятельность; Познавательная деятельность
Трансформируемость пространства Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. При организации НОД активно используется мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
Полифункциональность Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д. Это позволяет использовать предметы-заместители в разных видах детской деятельности: игре, конструировании и т.д.
Вариативность Наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а так же разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала; обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности
Доступность и безопасность предметно-пространственной среды Дети могут свободно передвигаться по группе, в классе и использовать разнообразный материал, игрушки. Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя- дефектолога в соответствии с Программой должны обеспечивать: Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); Двигательную активность, в том числе крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики; Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; Возможность самовыражения детей.
Кабинет учителя-дефектолога Редькиной О.Г. Основное назначение кабинета учителя- дефектолога – создание рациональных условий для коррекционного обучения детей с нарушением слуха
Кабинет учителя-дефектолога предполагает: Предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; Научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; Наличие документации учителя- дефектолога; Информативный блок для родителей.
По целенаправленному оснащению и применению кабинета учителя-дефектолога можно разделить на следующие центры: Центр индивидуальной работы с ребенком
Центр подгрупповой работы с детьми
Центр «Ловкие пальчики» Центр релаксации Центр игровой терапии Центр речевого дыхания
Центр «Внимательные ушки»
Центр «Смекалки»
Центр «Я познаю мир»
Рабочая зона учителя- дефектолога Центр методической литературы
Информационный центр – уголок для родителей
Создавая коррекционно- развивающую среду кабинета, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.
Спасибо за внимание!