Пунктуация при деепричастном обороте Белькава М. А.
Повторение. НЕ с разными частями речи Повторение. НЕ с разными частями речи (Не) замерзающий на зиму залив, (не)просохша я почка (не)широка я речонка (не)с (кем) поделиться (Не) был дома Далеко (не)интересна я книжка Ошибка (не) отмечена Задача (не)решённа я, а только начата я (не) приятель (не)обнаружен
Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных 1. Груже…ый вагон 2. плите..а я из веток корзина 3. расчищен…а я дорожка 4. бочарова…ый музыкой 5. маринова…ые помидоры 6. собра…ый урожай 7. деревья подреза…ы 8. кава…ый сапог 9. Жева…ый листок
НЕ с деепричастием НЕ дума я Негодуя Не смотря ( по сторонам) Не ожида я Ненавидя Не подумав Не обогнав Не пригиба я Неистовствуя
Повторение Что такое деепричастие? Что такое деепричастный оборот? Что вы знаете про знаки препинания при деепричастном обороте? Обособляются ли одиночные деепричастия?
Читаем п. 29 стр. 79 1) Работа с учебником упр. 186
Заменить, где возможно, глаголы - сказуемые деепричастиями. Графически объяснить знаки препинания; по вопросам определить вид деепричастия 1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли.
ВОПРОС КАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия? Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными сказуемыми.
Физкультминутка
Физкультминутка Встали, подняли руки вверх и потянулись вверх так, как будто от этого зависит вся жизнь!!!
Физкультминутка А теперь представьте, что вы дерево. Ваши руки – это ветки. Дерево качается на ветру. Руки плавно перемещаются из стороны в сторону.
Физкультминутка А теперь представьте, что прошел дождь. Вы идете по дороге, залитой лужами и перепрыгиваете с места на место, отыскива я сухие островки дороги.
Тип речи - повествование В повествовании мир предстает в динамике, в движении, в нем рассказывается о сменяющихся, следующих друг за другом действиях, как бы создается лента кадров. Чтобы подчеркнуть эту последовательность действий, в этом типе речи часто используются глаголы движения, деепричастия несовершенного вида или деепричастные обороты, с помощью которых передается динамичность, стремительность в развитии действия.
Определите тип речи Бабушка не плясала, а словно рассказывала что - то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачива ясь, поглядыва я вокруг из - под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг словно испугавшись кого - то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого - то: опустив голову, замерла, прислушалась, улыба ясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности.
Определите тип речи Бабушка не плясала, а словно рассказывала что - то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачива ясь, поглядыва я вокруг из - под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг словно испугавшись кого - то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого - то: опустив голову, замерла, прислушалась, улыба ясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности.
Работа с учебником (работа по рядам) Найти в учебнике по литературе отрывки,(не менее 3-х) где есть деепричастия и деепричастные обороты. 1 ряд «Станционный смотритель» 2 ряд «Тарас Бульба» 3 ряд « Песня про купца Калашникава»
Работа с учебником Упр. 187
Домашнее задание П. 29 упр. 188
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: Я узнал ….. Я научился….
Рефлексия
Синквейн Первое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка - два прилагательных. 3 строка - три г л а г о л а. 4 строка - фраза, несуща я определенный смысл. 5 строка - вывод, одно(два) слова, существительное(обычно). 21
22
Пример синквейна Пример синквейна на тему форумов: Форум (существительное, выражающее главную тему) Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль) Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы) Хорошее место для знакомств (фраза, несуща я определенный смысл) Общение (заключение в форме существительного)
Пример синквейна Маша (А.С. Пушкин Дубровский) Умна я, красива я Любит, прощает, страдает Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба распорядилась иначе. Красота
Синквейн на тему «Деепричастие»
Деепричастие 1. Деепричастие 2. Интересное, ни на что не похожее 3. дополняет, дорисовывает, живописует 4. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном глаголе. 5. Часть речи.
Спасибо за работу на уроке ОЦЕНКИ