МЕНЕДЖМЕНТ Методологические аспекты менеджмента Методы менеджмента Принципы и функции менеджмента
Функция менеджмента (по Тейлору)
Элементы менеджмента (по Тейлору)
Принципы менеджмента (по Тейлору)
Принципы управления (по Веберу)
Функции менеджмента (по Файолю)
Принципы менеджмента (по Файолю)
Любой бизнес при использовании и функционального, и ролевого подхода будет успешным, если бизнес концентрирует свое внимание на поиске и развитии кадров, которые: обладают восемью основными качествами (характер, инициатива, желание служить людям, интеллект, осведомленность и понимание, предусмотрительность, предвидение, гибкость); стратегически мыслят; руководят бизнесом с учетом социальных изменений; могут помочь бизнесу справиться с правительственным регулированием; эффективно управляют человеческими ресурсами.
Определения термина «менеджмент» способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умение и административные навыки; орган управления, административная единица.
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Субъектом данного процесса является менеджер. Основные критерии современной модели менеджмента – это эффективность и конкурентоспособность.
Современная модель менеджмента
Составляющие понятия «менеджмент»
Современная система управления должна иметь следующие характеристики: небольшие подразделения, укомплектованные небольшим числом высококвалифицированных людей; небольшое число уровней управления; структура, основанная на командах специалистов; ассортимент и качество продукции, ориентированные на потребителя.
Цели и задачи менеджмента Конечная цель менеджмента – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках
Ситуация для обсуждения: Проранжируйте следующие качества руководителя, необходимые для принятия управленческого решения, и прокомментируйте свой выбор: умение выделить основные причины проблемы; смелость отклонить стандартные методы решения проблемы и искать новые, оригинальные; видеть дальше непосредственно данного (предлагать решения за рамками поставленной задачи); предложить новый вариант реорганизации элементов для иного функционирования; переключить действие объекта для нового его употребления; предвидеть несколько различных вариантов и выбрать наиболее эффективные; переключаться с одной зрительной модели на другую, заложенную в том же образе; иметь чутье к наличию проблемы там, где кажется, что все уже решено; предвидеть последствия предлагаемых решений.
Методы управления Это способы, приемы воздействия субъекта на объект управления, руководителя на коллектив и коллектива на руководителя. Отвечают на вопрос: как, каким образом реализуется управленческое воздействие?
Методы управления МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИ- ОННЫЕ ЭКОНОМИ- ЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИ- ЧЕСКИЕ
Методы управления ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ) МЕТОДЫ – основаны на организационных законах и организационных отношениях между людьми
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИ- ОННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННО- СТАБИЛИЗИРУЮ- ЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РАСПОРЯДИ- ТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИСЦИПЛИ- НАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННО- СТАБИЛИЗИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: Распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений, что достигается структурированием, нормированием и инструктированием
МЕТОДЫ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Позволяют компенсировать неучтенные моменты организации и выводить систему на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д.
Экономические методы Предназначены для воздействия на экономические отношения и соответствующие потребности. Экономические средства воздействия включают в себя: систему материального стимулирования, налогообложения, страхования, распределения прибыли, материальных санкций …
СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Воздействуют на социально-психологические отношения между людьми. Они включают в себя: Формирование команд и групп с учетом социально-психологических характеристик людей; Установление и развитие социальных норм поведения; Социальное регулирование и стимулирование Удовлетворение социально-культурных потребностей Создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
Семь особенностей нового менеджмента Интеллектуальное сотрудничество и сетевая кооперация менеджеров. Критическим ресурсом экономического преимущества становятся (знания) интеллектуальные активы. Потенциальная доступность каждого для всех и всех для каждого возможна только в условиях сетевой конфигурации связей
Семь особенностей нового менеджмента Виртуальное управление. Современные информационные технологии и средства телекоммуникаций вместе с сетевыми структурами прямого взаимодействия делают необязательным присутствие менеджера в организации и постепенно ведут к возникновению виртуального управления
Семь особенностей нового менеджмента Управление виртуальными коллективами Виртуальные коллективы группируют людей по мере возникновения необходимости в создании определенной стоимости для удовлетворения особых потребностей. При этом не возникает физического коллектива как организации, а происходит лишь объединение особых отличительных способностей в систему. Экономический эффект достигается за счет скорости реагирования на возникновение потребности и ее удовлетворение
Семь особенностей нового менеджмента Мотивация творчества Ценность специалиста определяется не тем, какую позицию в должностной иерархии он занимает, а спросом на него как на ресурс особого вида. Карьера делается на рынке. Задачей менеджеров должно стать развитие атмосферы творчества, создание возможностей и поощрение саморазвития
Семь особенностей нового менеджмента Проактивное управление Чтобы обеспечить организации своего потребителя, заранее подготовить ее к возможным изменениям окружения, поддерживать и развивать взаимовыгодные партнерские отношения, управление должно быть проактивным или упреждающим (традиционное управление – выглядит как реакция на отклонение от заданной траектории)
Семь особенностей нового менеджмента Фокус на потребителя Внешний фокус управления перемещается с потребностей на потребителя. Глобализация экономики и условия гиперконкуренции делают невозможным для корпораций защиту их традиционных сегментов рынка от новых конкурентов. Это обстоятельство остро ставит проблему поиска и защиты своего потребителя.
Функции менеджмента: организация мотивация контроль Это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели планирование это создание оптимальной структуры управления, направлен- ное на достижение цели организации это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества
ПЛАНИРОВАНИЕ Функция планирования включает в себя следующие процессы: 1) на основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации; 2) определяются цели на основе анализа требований рынка; 3) исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечается альтернативная стратегия; 4) для реализации стратегии вырабатываются политика и процедуры; 5) производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах.
ОРГАНИЗАЦИЯ Под организацией понимается процесс: Определение рациональных форм разделения труда;. Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;. Разработки структуры органов управления;. Регламентация функций, подфункций, работ, операций;. Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;. Подбора и расстановки кадров.
МОТИВАЦИЯ В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен: во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника; во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников; в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.
КОНТРОЛЬ Контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль – одна из ведущих функций управления. Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Иерархия управления разработка и реализация стратегии организации, принятие важных решений (президент компании, министр, ректор) контроль работы руководителей низшего звена и передача информации руководителям высшего звена (начальники/ руководители отделов, деканы и т.д.) контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов: сырья, оборудования, кадров (начальники участков, мастера, и т.д.) Институци- ональный уровень Управленче- ский уровень Техничес кий уровень
ЗАДАНИЕ Рассмотрите составляющие цикла менеджмента на примере организации, в которой вы работаете или учебного заведения, в котором учитесь. Дайте ваши комментарии по каждой функции, входящей в цикл менеджмента.