Подкласс Зеленые мхи Подкласс Зеленые мхи Вид Кукушкин лен Вид Кукушкин лен Подкласс Белые мхи Подкласс Белые мхи Вид Сфагнум Вид Сфагнум Представитель: кукушкин лен или политрихум обыкновенный; Многолетние двудомные растения, растущие группами; Является индикатором окружающей среды: появление на почве – сигнал, предупреждающий о заболачивании почвы.
Численность – около 300 видов; Представитель: сфагнум – белый мох; Отсутствуют ризоиды; В местах прикрепления листьев имеются большие мешковидные клетки, за счет которых сфагнум может поглотить воды в 20 раз больше их собственной сухой массы; Образует торф.
Образование торфа происходит из-за переувлажнения среды, создания сфагнумом кислой среды, отсутствия достаточного количества кислорода в толще омертвевших побегов мха. Кроме того, сфагнум обладает бактерицидными свойствами, что защищает его от бактерий и поедания животными и оказывается неблагоприятным для развития грибов. Вот почему разложение отмерших тканей сфагнового мха почти не происходит. Это обуславливает создание мощных пластов торфа там, где поселился сфагнум. В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий. При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей.
Топливо древесный спирт Удобрение - сырье для промышленности Сфагнум ежегодно верхней частью побега нарастает на 3-5 см. В нижней части побег также ежегодно отмирает, но не перегнивает. Благодаря этому свойству сфагнум образует со временем мощные залежи торфа и накопления воды. Торфяные болота занимают у нас в стране свыше 150 миллионов гектаров больше, чем в любой другой стране мира. На торфяных болотах добывают торф, широко используемый как топливо. Торф применяют как удобрение и как сырье для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карбоновую кислоту, пластмассы, изоляционные плиты, смолу и многие другие ценные материалы.
Строение кукушкина льна Строение кукушкина льна Цель работы: изучить строение мха кукушкин лен. Цель работы: изучить строение мха кукушкин лен. Оборудование: кукушкин лен, микроскоп, лупа Оборудование: кукушкин лен, микроскоп, лупа Сделайте вывод о строении мха и значении большого количества спор. Сделайте вывод о строении мха и значении большого количества спор. Строение сфагнума Строение сфагнума Цель работы: изучить строение сфагнума. Оборудование: сфагнум, микроскоп, лупа Оборудование: сфагнум, микроскоп, лупа Сделайте вывод о приспособленности сфагнума к среде обитания. Сделайте вывод о приспособленности сфагнума к среде обитания.
Тема: Изучение внешнего строения моховидных растений. Цель: Найти признаки более высокой организации мхов по сравнению с водорослями. Оборудование: Экземпляры кукушкиного льна, сфагнума, стакан с водой, препаровальная игла, лупа. Ход работы. 1. Рассмотрите внешнее строение зеленого мха кукушкин лен. Найдите стебель и листья, обратите внимание на их форму, расположение, размер и окраску. Обратите внимание на особенности строения стебля (ветвистый, неветвистый). 2. На нижней части стебля мха найдите тонкие бурые выросты – ризоиды. 3. На верхушке стебля найдите ножку и коробочку со спорами. Раскройте значение спор в жизни мхов. 4. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля. 5. На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет и почему. 6. Заполните сравнительную таблицу по форме. 7. Чем отличаются мхи от водорослей? Почему мхи – это высшие споровые растения? Сделайте вывод.
Водоносные клетки сфагнума Водоносные клетки сфагнума Мох может впитать в себя воды в раз больше собственной массы Мох может впитать в себя воды в раз больше собственной массы
СПОРОФИТ – растение, образующее споры СПОРОФИТ – растение, образующее споры ГАМЕТОФИТ – растение, образующее гаметы стр.50 ГАМЕТОФИТ – растение, образующее гаметы стр.50 АРХЕГОНИИ – женские половые органы, в которых образуются яйцеклетки АРХЕГОНИИ – женские половые органы, в которых образуются яйцеклетки АНТЕРИДИИ – мужские половые органы, в которых образуются сперматозоиды АНТЕРИДИИ – мужские половые органы, в которых образуются сперматозоиды
Кислород Кислород Звено в пищевой цепи среда обитания для живых организмов Звено в пищевой цепи среда обитания для живых организмов Сфагнум формирует обширные торфяные болота Сфагнум формирует обширные торфяные болота Вызывают заболачивание - накопители влаги Вызывают заболачивание - накопители влаги Торф Торф (топливо, удобрение, прессованные плиты как стройматериал ) В войну сфагнум использовали вместо ваты. Ориентировка в лесу стр. 51 стр. 51
мхи – индикаторы чистоты воздуха; некоторые мхи – первые поселенцы после пожаров, образуют почву; в состав сфагновых мхов входит вещество – сфагнол, который убивает болезнетворные бактерии, поэтому их используют для перевязки ран; мхи образуют болота, которые являются источником пресной воды на Земле.
Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке мох без ножки Куда не глянь, растет. Он снизу беловатый. Повыше он зеленый. Коль нужно будет ваты- Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной. Он партизанам раны Лечил в глуши лесной.
Менее четкая специализация тканей Менее четкая специализация тканей Слабо развитые органы Слабо развитые органы Зависимость размножения от воды Зависимость размножения от воды
Моховидные
Экологическая роль мохообразных часто заключается в закреплении почвы, препятствии ее эрозии. Они занимают уникальную экологическую нишу, недоступную многим сосудистым растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможны разложение отмершей органики и круговорот веществ. Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву, как сквозь сито, и способствующей, таким образом, прорастанию семян других растений. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Эту их способность можно и нужно использовать, в частности, для восстановления в местообитания, из которых они исчезли по тем или иным причинам.
Лесник, поранив руку, обмотал ее сухим торфяным мхом. Не навредил ли он себе? Если дома в горшочек посадить одну особь мха, будет ли он размножаться? Почему местное население в строительстве использует мох? Почему не бывает древовидных мхов?
Тест: 1.Кукушкин лен – это: а) многолетнее растение; б) двулетнее растение; в) однолетнее растение. 2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям? а) есть ризоиды; б) есть хлорофилл; в) есть органы растения; г) по всем указанным признакам. 3.В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что: а) в торфяном пласте много кислорода; б) в торфяном пласте нет бактерий; в) в торфяном пласте мало кислорода; г) в торфяном пласте много бактерий. 4.Сфагнум отличается от кукушкина льна: а) отсутствием листьев; б) отсутствием стебля; в) отсутствием ризоидов. 5.Благодаря мертвым клеткам сфагнум: а) фотосинтезирует; б) проводит питательные вещества; в) впитывает воду; г) вегетативно размножается. 6.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума: а) есть ризоиды; б) есть фотосинтезирующие клетки; в) есть спорангии; г) образует гаметы.
1. Мох, образующий торф. 2. Стадия развития мха. 3. Органы прикрепления к субстрату. 4. Мхи по типу питания. 5. Общее название коробочки со спорами. 6. Зеленое растения мха
1 С1 С фагнум 2п2п редросток 3Р3Р изоиды 4А4А втотрофы 5С5С порофит 6Г6Г аметофит
Задание в печатной тетради – стр Задание в печатной тетради – стр Учебник – стр Прочитать, ответить на вопросы после параграфа. Учебник – стр Прочитать, ответить на вопросы после параграфа.
Спасибо за работу!