Министерство образования Московской области ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» Презентация на тему: «Учебная мотивация» Составитель: студентка 2 курса физико-математического факультета Парвицкая Е.А Орехово-Зуево 2016
Учебная мотивация Мотив - внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением потребностей и (или) достижением целей. Мотивация это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Учебная мотивация – направленность на различные стороны учебной деятельности, которая формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и через отношения, складывающиеся между участниками учебного процесса.
Факторы определяющие УМ образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность организация образовательного процесса субъектные особенности обучающегося специфика учебного предмета субъектные особенности педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу
Характерные черты УМ Направленность Устойчивость Динамичность
Виды мотивации Внешняя мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Внутренняя мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека.
Мотивационная сфера личности – определенная организация внутренних и внешних мотивов.
Параметры мотивационной сферы Широта Гибкость Иерархизированность
Функции учебных мотивов Побуждающая функция характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность. Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Регулирующая зависит от мотива, который предопределяет характер поведения и деятельности от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо эгоистических, либо общественно значимых альтруистических потребностей.
Дополнительно выделяют функции: контролирующую по А.В. Запорожец структурирующую по О.К. Тихомирову смыслообразующую по А.Н. Леонтьеву защитную по по К. Обуховскому стимулирующую, управляющую, организующую по Е.П Ильину
Виды учебных мотивов Познавательные мотивы – собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового. Социальные мотивы – понимание необходимости учения для дальнейшей жизни; процесс учения как возможность общения; похвала.
Уровни познавательных мотивов Широкие познавательные мотивы появляются как интерес к новым занимательным фактам и закономерностям
Уровни познавательных мотивов Учебно- познавательные мотивы направлены на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний
Уровни познавательных мотивов Мотивы самообразования побуждают к самостоятельно му совершенствованию знаний и способов их добывания
Уровни социальных мотивов Широкие социальные мотивы - стремление быть полезным обществу, получать знания в интересах будущей деятельности. Узкие социальные мотивы - стремление занять достойное место в системе отношений с другими людьми: сверстниками, педагогами, родителями; получить их одобрение. Мотивы социального сотрудничества - ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми.
Критерии мотивации Содержательные: смысловая наполненность, действенность, зрелость, самостоятельность, осознанность мотива, широта охвата учебной мотивацией различных аспектов учебной работы. Динамические: устойчивость, эмоциональная окраска, сила.
Спасибо за внимание!