С ЗАБОТОЙ О ДЕТЯХ
Очень трудное дело начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому образу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией. Кто же труднее адаптируется? Это обычно мальчишки. Девочки более контактны, легче перестраивают свое поведение, подстраиваются к школьной ситуации: быстрее усваивают важные правила, чаще непосредственно общаются с учителем. Мальчики при любом изменении привычной жизни страдают больше. Девочки и мальчики с рождения развиваются по-разному. До 1011 лет девочки опережают по физическому и умственному развитию мальчиков и поэтому в начальной школе показывают лучшие успехи в усвоении школьных знаний и умений. Но всем давно известно: все отличницы девочки, но все великие ученые мальчики. Ребенка-мальчика не надо угнетать за низкую успеваемость на начальном этапе. Необходимо осознавать его «мальчиковые» особенности развития. И нужно рассказать ему самому об этих особенностях, чтобы он понимал существование перспектив. В этом случае мальчик будет более спокойно реагировать на насмешки успевающих одноклассниц и стремиться взрослеть и развиваться.
В начальной школе объем знаний (по сравнению со старшей школой) небольшой, и девочки, опираясь на механическое запоминание (по-другому на зубрежку), запоминают тот или иной материал, получают «пятерки» и тут же забывают уже «ненужную» информацию. Мальчики же при запоминании применяют аналитикосинтетические способности, т. е. предварительно обрабатывают поток знаний (может, сначала не очень успешно), долго его хранят в своей памяти и поэтому в ВУЗах лучше овладевают техническими специальностями. Обычно девочки при ответе смотрят в лицо учителю и замечают малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его оши бочность, и незамедлительно корректируют свою речь или действия. Для мальчиков такое поведение менее характерно: при ответе они могут смотреть в окно или в другую сторону. Девочки эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек важно, как их оценивает учительница, они хотят показать себя с хорошей стороны. То есть девочки более социально ориентированы, им нужно произвести должное впечатление. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки. Они редко стараются быть лучше, чем они есть на самом деле. Почему же девочки лучше учатся в начальной школе?
Важно помнить 1 Игры девочек, в том числе на перемене, чаще опираются на использование ближнего зрения: они раскладывают перед собой свои игрушки и играют в маленьком ограниченном пространстве, им достаточно своей парты. Игры мальчиков чаще опираются на использование дальнего зрения они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. и используют при этом все окружающее пространство, как горизонтальное, так и вертикальное (могут забираться на подоконники, вскакивать на стулья). Важно помнить, что мальчикам это нужно для их полноценного психического развития. Поэтому особо не ругайте мальчишек за замечание о неудовлетворительном поведении на перемене. 2 Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок (период включаемости), у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики раскачиваются долго, примерно к середине урока, поэтому почти половина информации будет усвоена не полностью. 3 У девочек обычно лучше развита связная речь. Их ответы более полные, с ис пользованием большего количества прилагательных. Для мальчиков характерно преобладание в речи глаголов. Навыки опрятности обычно развиты у девочек лучше, вследствие чего они оформляют свои письменные работы аккуратнее, поэтому не переусердствуйте, требуя от мальчиков тщательности выполнения задания.
Важно помнить Но все вышесказанное вовсе не означает, что положение мальчиков в начальной школе так безрадостно и безнадежно! У мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они не склонны высказывать вслух свои мысли, переживания и проблемы. Мальчишки лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают интересные идеи, они лучше работают, если нужно решить новую задачу, но при этом аккуратность выполнения письменной работы оставляет желать лучшего. Девочки обычно аккуратно и старательно выполняют уже известные им задания, но самостоятельность их мысли невелика. Взрослые часто недооценивают эмоциональность и тревожность мальчиков. Мамам, воспитательницам, учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика они- то сами принадлежат к другому миру. Вот и получается, что мама или педагог долго и эмоционально ругают мальчика и сердятся от того, что он не реагирует на их слова и не переживает вместе с ними. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (сестры, одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен в силу своей мужской природы и, чтобы не сломаться, просто установил «защитный экран», и словесная информация до него не доходит. Ваши воспитательные усилия пропадут впустую. Остановитесь, ограничьте длину нотации. Объясните ему ситуацию очень коротко и конкретно чем же вы недовольны.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим! Мальчик и девочка это два разных мира. Первоклассника и первоклассницу ни в коем случае нельзя учить и воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат. Запомните